Posted 4 июня 2006, 20:00

Published 4 июня 2006, 20:00

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

Зарождение выставочного дизайна в России

4 июня 2006, 20:00
С выставками связано зарождение и развитие искусства экспозиции, которое служит не только целям промышленной рекламы, но и является важным средством эмоционального и идеологического воздействия на широкие массы населения. Уже при подготовке первой мануфактурной выставки в России в 1829 году в Санкт-Петербурге устроител

Для проведения смотра на стрелке Васильевского острова была построена «Экспозиционная зала» – первое постоянное здание для проведения мануфактурных выставок в России. В январе 1829 года в «новых Биржевых строениях» собрался на свое первое заседание выставочный комитет, созданный при департаменте мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов под председательством генерал-лейтенанта Ф. Герарда. На комитет была возложена разработка экспозиционной мебели и составление эскизов почетных медалей. Правительство выделило 10 000 рублей из сметы строительства биржевых зданий на оборудование и декоративное оформление выставочных помещений, организационные и прочие расходы. Выставка торжественно открылась 15 мая 1829 года. Триста двадцать шесть участников из 33 губерний и областей России представили 4041 экспонат. Тематически они были разделены на 15 отделов. Здесь впервые была поставлена и решена проблема распределения экспонатов по тематическому признаку, что значительно облегчало осмотр, сравнение и экспертизу предметов.

Первое время участники выставок не могли влиять на художественную сторону экспозиции своих изделий. Участие в этих смотрах было бесплатно, а экспозиционная сторона выполнялась централизованно выставочными комитетами. Стесненные условия «Экспозиционной залы» и Южного пакгауза в Санкт-Петербурге и Дома Дворянского собрания в Москве также влияли на унификацию стендов экспонентов.

Положение изменилось в 1870 году во время проведения Всероссийской мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге в Соляном городке. Здесь были построены временные деревянные сооружения, принадлежавшие «к числу обширнейших строений, когда-либо возведенных из дерева». Вся выставка занимала площадь около 24 000 кв. м и представляла собой довольно сложный организм, лишенный планировочной и стилистической цельности. Многие участники смотра в целях рекламы своей продукции пошли по пути экспонирования уникальных чисто выставочных образцов или создания предметной гигантомании. Обращали на себя внимание огромная стеариновая свеча, сахарная голова, пирамиды из галош, гигантские пивные бочки и т.п. Эта экспозиционная практика уже тогда была критически воспринята прессой. «Шлифованные и обрезные рельсы не пригодны к употреблению, звезда из галош оскорбляет эстетическое чувство, сахарная пирамида такой величины неприменима в действительности», – писал обозреватель «Всемирной иллюстрации».

Международная юбилейная выставка садоводства 1914 года. Павильон-бутылка Н. Н. Бекетова.

Уникальный выставочный комплекс был выстроен в Москве на Ходынском поле для проведения Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года. В.В. Стасов, посетив выставку, писал: «Нынешняя всероссийская выставка – одна из самых блестящих, какие мне случалось видеть. Я даже думаю, что из всех русских выставок, какие только у нас до сих пор бывали, это самая великолепная выставка». Особенно высоко отзывался Стасов о центральном круглом дворе: «Эти ряды выгибающихся кругом стеклянных зданий в красках и золоте, с лужайками, куртинами цветов и вьющимися дорожками, с красивыми терракотовыми фонтанами, высоко бьющими в нескольких местах садика, с изящною деревянною беседкою на наклонных врозь копьях, в самой середине садика – все это необыкновенно изящно, светло, радостно...»

Поиски новых форм решения экспозиции предвосхитили появление некоторых направлений современного коммерческого искусства, в частности поп-арта и его архитектурной разновидности. На выставке 1882 года водочный фабрикант, поставщик императорского двора Штритер построил свой стенд в виде триумфальных ворот, составленных из бутылок с выпускаемой продукцией. На этой же выставке большим успехом пользовалась экспозиция фабрики благовонных товаров «Брокар и Ко» – фонтан с одеколоном, у которого постоянно теснились многочисленные посетители. Многие из них смачивали свои носовые платки фирменным одеколоном.

Замечательным примером экспозиционной находки может служить стенд Златоустовского оружейного завода. Главным украшением стенда стал огромный государственный герб России – двуглавый орел, собранный из знаменитых сабель одного из старейших оружейных заводов нашей страны.

На Всероссийской гигиенической выставке 1893 года в Санкт-Петербурге в сквере у Михайловского манежа варшавский предприниматель Казимир Кавенчик построил скульптурную композицию из выпускаемой продукции – из фановых труб. Этот же прием был повторен заводом «Новь» на областной сельскохозяйственной и промышленной выставке 1897 года в Киеве.

Крупные промышленники и купцы, сознавая большое значение выставок для рекламы своих фирм, стремились экспонировать свою продукцию в собственных павильонах. Эти постройки несмотря на временный характер выделялись богатством отделки. К проектированию этих павильонов привлекались известные российские зодчие. Среди тридцати частных сооружений Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве выделялся павильон известного сахарозаводчика Абрикосова. Главная зала была отделана с особой роскошью в русско-византийском стиле – с резными украшениями и росписью стен и потолка, с зеркалами и мраморными столиками. Как говорят, этот небольшой павильон обошелся владельцу в около 30 000 рублей серебром – в сумму по тому времени огромную.

Всероссийская гигиеническая выставка 1893 года. Экспозиция фабрики «Кавенчик» Казимира Гранцева из Варшавы. Скульптурная композиция из фановых труб в Староманежном сквере.

Особую роль в зарождении отечественного ландшафтного дизайна сыграли выставки садоводства. В Санкт-Петербурге они походили в экзерциргаузе Гвардейского штаба напротив Эрмитажа и Михайловском манеже, а в Москве – в городском манеже у Кремля. Для декоративного оформления смотров 1858-го, 1859-го и 1860 годов в Санкт-Петербурге был приглашен архитектор Г.А. Боссе, который применил элементы геопластики и малые архитектурные формы в сочетании с традиционными приемами садово-паркового искусства.

При проведении Всероссийской пожарной выставки 1892 года в Михайловском манеже у входа в манеж была воздвигнута огромная арка, увенчанная государственным гербом и декорированная касками, топорами, флагами и зеленью. С двух сторон к арке примыкали башенки-беседки, украшенные флагами и атрибутами пожарного дела. Весь манеж наполнился пожарными трубами, насосами, машинами, обозами, лестницами и помпезными стендами участников смотра.

Некоторые экспоненты Международной рыбопромышленной выставки 1902 года в Санкт-Петербурге в Михайловском манеже выстроили небольшие павильоны, напоминавшие типичные промысловые сооружения или экзотические жилища. Здесь можно было встретить хижину помора и юрту остяка, лабаз с низовьев Волги и кубанское становье. В общем оформлении интерьера манежа использовался интересный прием: бутафорские серые скалы, по уступам которых стекали струйки воды, в сочетании с группами декоративных растений. Это сразу создавало у посетителей определенное настроение.

Активное строительство частными экспонентами собственных павильонов придавали выставкам особый колорит. Архитектура этих сооружений носила ярко выраженный зрелищный, рекламный характер. Выставки были ареной острой конкурентной борьбы. Это обстоятельство отражалось на художественном решении частных сооружений, их выразительности, положении в структуре выставки. Частные экспоненты использовали для своих павильонов всевозможные стили – от античности до модерна. Чаще всего стилистика сооружений применялась вне всякой связи с тематикой и характером экспозиции, а под влиянием господствующей моды или вкусов экспонентов.

Поиски новых форм решения экспозиции привели к уникальной архитектурной практике – к строительству павильонов из выпускаемой продукции и даже в виде огромных изделий. На многих выставках стали появляться павильоны в виде огромных бутылок, бочек, самоваров, водопроводных вентилей и т.п. Эти эксперименты, непосредственно связанные с промышленной рекламой, можно назвать исходной точкой зарождения авангардистских направлений современного коммерческого искусства, на много лет опередившие первые опыты французского скульптора Марселя Дюшана, считавшегося отцом поп-арта.

Экспонаты военного отдела. Двуглавый орел из сабель Златоустовского оружейного завода на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве.

На международной выставке садоводства 1914 года в Санкт-Петербурге в Таврическом саду Н.Н. Бекетов экспонировал свой лечебный виноградный сок в огромной железобетонной бутылке. Таких примеров можно было бы привести много. Они показывают, насколько щепетильно относились отдельные предприниматели к оформлению своей экспозиции, или, как теперь принято говорить, к выставочному дизайну. Исключительные возможности рекламы своих товаров на выставках толкали их участников на всевозможные декоративные ухищрения, что часто приводило к экспозиционным курьезам или полнейшей безвкусице.

Многие выставки представляли собой уникальные архитектурные комплексы, где общее планировочное решение, оригинальная архитектура павильонов и малых форм, скульптура и искусственно созданный ландшафт, музыка и театрализованные представления, рекламные презентации сливались в гармоническое единство. Эта искусственно созданная художественная среда представляла собой новый вид архитектурного ансамбля.

Строительство павильонов в виде улучшенных или образцовых вариантов различных производственных сооружений совершенствовало эти типы зданий и одновременно вырабатывало специфические черты, присущие именно экспозиционной архитектуре.

История промышленных выставок в России дает немало материала для изучения процессов архитектурного творчества в этой специфической области.

Подпишитесь