Posted 4 июня 2006, 20:00

Published 4 июня 2006, 20:00

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

«Самостоятельный выход на украинский рынок будет неэффективным»

4 июня 2006, 20:00
На вопросы «Мира выставок» отвечает вице-президент Выставочной федерации Украины, президент компании «Евроиндекс» Валерий ПЕКАР.

– Валерий Александрович, проблемы российского выставочного сообщества давно известны: дублирование выставок, невнимание государства, дефицит экспозиционных площадей и нехватка профессионалов. В какой мере это свойственно Украине?

– Проблемы недобросовестной конкуренции, частным случаем которой является дублирование выставок, в полной мере свойственны и украинской выставочной индустрии. Достаточно распространены и другие формы недобросовестной конкуренции – например, завышение публикуемых статистических данных о выставках. Однако в решении этих проблем, мне кажется, украинская выставочная индустрия в определенной степени продвинулась дальше: практически не встречается кража названий, сроки однотипных выставок в разных регионах согласуются между собой, ведущие организаторы выставок проводят аудит статистических данных силами международных аудиторских компаний, подписан Кодекс честного бизнеса. Вместе с тем рынок в целом остается непрозрачным, оценки его объемов разнятся в разы.

Дефицит экспозиционных площадей в Киеве на время был удовлетворен, когда появились два новых крупных экспоцентра. Однако этот ресурс уже близок к исчерпанию. Что же касается других крупных городов, они все еще страдают от отсутствия экспоцентров (из всех областных центров до недавнего времени экспоцентр был только в Донецке, плюс недавно построен экспоцентр в Сумах). В среднем ситуация здесь намного хуже, чем в российских регионах.

Что же касается невнимания государства, я считаю, это не проблема, а достижение. Внимание государства пока еще никому не принесло ничего хорошего. Пусть лучше занимается другими сферами жизни.

– В какой мере выставочная индустрия Украины пользуется поддержкой государства?

– Наилучшей формой поддержки выставочной индустрии, с моей точки зрения, является прямая финансовая поддержка отечественных экспортеров в их участии в ведущих международных выставках, как внутри страны, так и за рубежом. Пока делаются лишь первые шаги, и мы не добились еще создания такой системы, какая работает в Германии, Польше, Турции и других странах. Другой формой государственной поддержки могла бы быть государственная программа привлечения инвестиций в строительство экспоцентров (содействие выделению земельных участков, льготное кредитование и т.д.). Третья важная форма поддержки – информационная: использование ресурсов государственных СМИ для пропаганды выставок, использование ресурсов государства за рубежом для пропаганды Украины как центра выставок и международной торговли. Пока эти механизмы задействованы слабо. Другие формы государственной поддержки я считаю вредными, и самая вредная из них – организация выставок на бюджетные деньги. Это развращает выставочную индустрию, раздражает участников выставок, приводит к бессмысленному проеданию бюджетных средств. К счастью, такая практика практически ушла в прошлое.

Нужно отметить, что в украинском выставочном бизнесе в отличие от российского крайне мала роль «старых» экспоцентров, существовавших еще во времена СССР. Это связано, во-первых, с объективными причинами – в большинстве городов таких экспоцентров не было, во-вторых, с субъективными – пассивная политика большинства из них в период динамичного экономического роста страны. Сегодня практически весь украинский экспобизнес частный и преобладающая его часть – это компании, возникшие в 1992–1995 годах.

– В России до сих пор нет законов, которые бы регулировали выставочно-ярмарочную деятельность. Как это вопрос решен у вас?

– Наш анализ показывает: на сегодня в выставочно-ярмарочной деятельности нет ни одной правовой проблемы, которая бы не была уже урегулирована действующим законодательством. Поэтому закон о выставочно-ярмарочной деятельности не нужен. Другое дело, что для совершенствования нормативно-правовой базы нужны отраслевые стандарты. И здесь мы возлагаем надежды на совместную работу Международной организации стандартизации ISO и Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI, в результате чего, как мы рассчитываем, появится проект международного стандарта, на базе которого можно будет создавать стандарты национальные.

– Как в Украине обстоят дела с подготовкой кадров для выставочной индустрии?

– У нас есть «Институт Рекламы», который готовит специалистов (бакалавров) в области выставочного маркетинга. Этот же вуз совместно с выставочным центром «КиевЭкспоПлаза» организовал Высшую школу выставочного менеджмента, которая предлагает разнообразные формы краткосрочного обучения.

– Можно выделить какие-то тенденции, по которым сейчас развивается украинская экспоиндустрия?

– Основные тенденции – динамичный рост (более 15% в год), повышение уровня технологической и технической оснащенности (не исключено, что по ряду показателей украинские выставочники опережают российских), консолидация отрасли (уход с рынка мелких и непрофессиональных игроков). Сильно отличает украинский выставочный бизнес от российского стремление к восточноевропейской интеграции – к сотрудничеству с коллегами из других стран региона.

– А насколько тесно сотрудничают российские и украинские выставочники и на каком уровне?

– К сожалению, сотрудничество пока существенно скромнее, чем могло бы быть. Единственный положительный пример – компания «Старая крепость», имеющая в Украине дочернее предприятие и чрезвычайно успешную выставку InterCharm. Время от времени российские выставочники проявляют интерес к Украине, приезжают делегации для информационного обмена, но бизнеса пока нет.

– Есть ли у российских выставочных компаний перспективы на украинском рынке?

– Несомненно, если у них есть в Украине сильные партнеры. Смею утверждать, сегодня самостоятельный выход российских компаний на украинский рынок будет неэффективным, точно так же, как малоэффективны сегодня в Украине пытающиеся работать самостоятельно немецкие, английские, американские организаторы выставок. Ведь мало привести на выставку участников – необходимы еще и посетители. Знание местного рынка, его потребностей, воспитанная годами лояльность посетителей, контакты с отраслевыми органами власти, бизнес-ассоциациями и СМИ – вот те составляющие успеха выставки, которые нельзя игнорировать. Поэтому лучшие перспективы будут у тех российских выставочных компаний, которые либо будут развивать выставочные бренды совместно с украинскими партнерами, либо станут организаторами российских экспозиций на традиционных украинских выставках. Я хотел бы пожелать им в этом успеха.

Кстати, российское участие в украинских выставках на данный момент довольно скромно. Даже в тех выставках, которые должны были бы составлять мощный инструмент продвижения российских компаний на украинские рынки – в наиболее перспективных для российского экспорта отраслях, таких, как машиностроение.

Основное препятствие для развития российско-украинских отношений в этой области, наверное, психологическое. Не секрет, что значительная часть российского общества продолжает относиться к Украине, как к российской провинции. Ничего страшного в этом нет, пока вы не начинаете делать бизнес, и тут ваши искаженные представления приводят к ошибкам и потерям. За последние 15 лет наши страны стали настолько разными, что россиянам порой тяжело себе это представить. Успех же в бизнесе возможен только на основе беспристрастного анализа фактов и принятия ситуации такой, какая она есть. При таком подходе российский бизнес в Украине ждет успех – и организаторов, и участников выставок.

Государство и индустрия

Афористичное высказывание господина Пекара о том, что внимание государства обычно не сулит ничего хорошего, побудило редакцию провести блицопрос отечественного выставочного сообщества на тему: «Достаточно ли внимания уделяет сегодня государство проблемам российской выставочной индустрии»?

Варианты ответа:
а) меньше, чем требуется;
б) вполне достаточно;
в) внимание государства опасно для бизнеса;
г) свой вариант ответа.

Ответы распределились следующим образом: подавляющее большинство – 80% – считают, что внимания уделяется меньше, чем следует. 20% полагают, что вполне достаточно. Варианты «в» и «г» не выбрал никто. Спора не получилось, украинский коллега остался одинок в своем мнении. А, честно сказать, жаль. Есть ведь пример, когда государство довольно неуклюже вмешалось в спор за «Автосалон», а в результате проиграло выставку бизнесу. Бывают случаи, когда один и тот же смотр одно высокопоставленное лицо (и вся стоящая за ним структура) поддерживает, а другое – нет. Бывает, что для привлечения участников в выставке в ход идет административный ресурс, вытесняющий соображения коммерческой привлекательности проекта…
Поговорить есть о чем, и трибуна «Мира выставок» открыта для дискуссий и рассуждений. Андрей ЛЕКАНТ

Подпишитесь