Люди в новом фильме Алексея Балабанова только просто хорошие и хорошие во всех отношениях, включая веселую уличную проститутку, которая больше похожа на студентку-прогульщицу. Чистенький, умытый Питер с отреставрированными подъездами, которые, наконец, оправдывают свое пышное название «парадное». Даже бытовая неустроенность молодых людей, решивших подзаработать на дизайнерских услугах, волшебно подсвечена разноцветными лампочками как новогодняя елка. От этого название картины «Мне не больно» (эта фраза звучит в фильме с первых кадров) смотрится программным и очень личным высказыванием режиссера.
АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ: – Я не могу объяснять свои фильмы. И не стоит стараться их слишком глубоко раскапывать. Не надо во всем искать логику, это скучно. Если кто-то нашел – хорошо, не нашел – тоже хорошо. Я не люблю кино, где много вычисленных подтекстов. Для меня это псевдомыслие какое-то. Слова «мне не больно» – это прежде всего, прием, и они проходят через всю картину, чтобы оправдать название. Но вообще-то так бывает, когда человек болен, но никому не говорит о своей болезни.
Болеет загадочная женщина с пышным, как ее парадное, как ее рыжий парик, как VIP-вечеринки, куда она вхожа, именем Натэлла Антоновна, она же Тата (Рената Литвинова). Миша (Александр Яценко), Олег (Дмитрий Дюжев) и Алька (Инга Оболдина-Стрелкова) – три товарища слегка за 25, без роду без племени, без денег и без крыши над головой, приходят к ней, чтобы развести богатую даму на дорогой ремонт. Денег им не дождаться, но Тата сведет троицу с богатыми клиентами в благодарность за то, что их появление подарило ей большую любовь под закат жизни.
А. Б.: – Раньше я никогда не снимал традиционную мелодраму, как и комедию до «Жмурок». Многие тогда не поняли, что это черная комедия. Как воспримут этот фильм – я не могу предугадать. Про любовь вообще снимать сложно, а мелодраму тем более. Попробовал; думаю, что больше пробовать не буду.
Вообще-то Балабанов не в первый раз снимает кино о любви. У него была картина «Про уродов и людей», где Маковецкий сыграл такое немыслимо сильное и губительное чувство, что дух захватывало. Здесь Маковецкий тоже играет. И тоже главного, по сути, персонажа. Сначала его доктор смотрится некой сценарной связкой между героем, героиней и ее судьбой. Однако именно он говорит в финале самые значимые слова фильма: «Главное в этой жизни – найти своих и успокоиться». Ремарковские «Три товарища» в сценарии явно переночевали – и тут, и там под оперной сентиментальностью мелодрамы тлеет драма смутного времени, когда всякий нормальный человек мечтает, как о несбыточном – найти своих и успокоиться. Предчувствие войны – личной, гражданской или мировой – фирменный знак Балабанова, сколько бы он от этого ни открещивался.
А. Б.: – Насчет Ремарка… Надеюсь, войны не будет. Страшно же воевать. Сколько бы мы ни воевали – ни к чему хорошему это не приводило. Афганистан… Десять лет, сколько погибших, сколько искалеченных молодых парней. Я очень с ними дружу. Они другие, чем мы с вами. Поэтому с ними мне очень интересно. В фильме десантники, в основном афганские. Но Олег – чеченского периода. Он добрый парень, потому что уже многое повидал. И он возвращается назад, в армию, потому что нет ему другого места. Таких очень много. Безусловно, каждый может вкладывать в фильм свой смысл. Ничего такого, никаких предчувствий в этом кино нет. Оно достаточно легкое.
Оно действительно очень легкое, даже смешное. Причем по-хорошему, не по-жмурковски. Однако от него остается ощущение, что сыпать на рану соль или сахар – результат один. Нужен врач. Все мы у времени в плену. Даже когда убегаем от него на кинопленку, рассказываем сентиментальные истории про любовь лучшего с хорошим, населяем экран ненастоящими героями, шифруем свою боль концентратом почти сериального позитива и приглашаем Ренату Литвинову на роль девушки-мечты. Она здесь замечательная. Это – предуведомление для тех, кто Ренату недолюбливает. Остальные и так знают, что само ее появление в кадре нарушает равновесие и тревожит. Поэтому Балабанов не промахнулся.
А. Б.: – В фильме нет ни одного счастливого человека. Там просто нормальные люди. Такие, как вокруг ходят. Доктор хороший, потому что Маковецкий – артист хороший и всегда интересен. У него действительно хорошая роль, и, как обычно, он ее хорошо сыграл. Я Сережу очень люблю, он у меня практически в каждом фильме снимался. Но главная здесь все-таки героиня.
Многие диалоги и фразы из фильма войдут в жизнь. Редакция pro Кино предлагает цитировать правильно. Миша: – Ну, зачем вам это, а?.. Поверьте, Тата, вас ждет разочарование. Я не способен на настоящую страсть. Вы пройдете сквозь меня, как сквозь облако, – слегка освежитесь, и всё. Тата: –Ну как же мне тебя сейчас отпустить? После такого... заманчивого обещания! Миша: – Предположим худшее: вы алкоголичка и делаете алкоголиком меня. Это нехорошо. Зато лечимся в одном диспансере, новая тема для бесед, чаще бываем вместе... Тата: – Попрощайся с мечтой: я пью по чуть-чуть. Для тонуса. Сергей Сергеевич: – А… А что ты здесь делал? Миша: – Предлагал услуги архитектурного бюро. Планировка квартир, ремонт, строительные услуги, услуги дизайнера… Сергей Сергеевич: – А з… А зачем раздеваться? Миша: – Видите ли, я пользуюсь разработками итальянских психологов Лонгфелло и Ризотти. Привлекаю внимание нестандартным параллельным действием… |
Фильмография. Премии (избранное): «Мне не больно» (2006) «Жмурки» (2005) «Война» (2002, приз «Золотая роза» на «Кинотавре») «Река» (2002) « Брат-2» (2000) «Про уродов и людей» (1998, премия «Ника») «Брат» (1997, Гран-при на «Кинотавре» и ряд международных призов) «Сергей Эйзенштейн. Автобиография» (1995) «Трофимъ» (1995) «Замок» (1994, премия «Ника») «Откровения незнакомцу» (1994) «Счастливые дни» (1991) |