Стремление подростков найти временную подработку вполне понятно: сегодня в мегаполисе без карманных денег не обойтись. Жаль только, что в погоне за легкой наживой неопытные работники все чаще становятся жертвами мошенников.
В соответствии с российским законодательством подрабатывать можно начинать с 14 лет. В Москве, по мнению социологов, этой возможностью хотел бы воспользоваться каждый пятый старшеклассник. И практически каждый из них мечтает не зависеть материально от родителей.
Зачем им деньги? По мнению специалистов из Московского центра труда и занятости молодежи «Перспектива», развитие научного прогресса вынуждает многих школьников, не равнодушных к высокотехнологичным игрушкам, постоянно раскошеливаться. Ведь им нужно платить за мобильные развлечения, Интренет, новые компьютерные игры и DVD. «У нас подрастает поколение настоящих карьеристов, – считает подростковый психолог Ирина Зайцева. – Большинство старшеклассников убеждены, что главное в жизни – это деньги и профессиональный успех. В сериалах, фильмах, рекламе культивируется идея «раннего старта», полной независимости от родителей. Следуя примеру любимых героев, подростки и осаждают кадровые агентства».
Госслужбу не предлагать
Похвальное желание школьников подрабатывать на летних каникулах активно поддерживает государство. На создание сезонных рабочих мест для подростков ежегодно из федерального бюджета выделяются сотни миллионов рублей. Доплаты работающим школьникам финансируются также за счет региональных и муниципальных властей. В итоге трудоустроиться через государственные кадровые агентства для подростков не составляет проблем. Москва, например, в этом году готова предложить порядка 18 тыс. рабочих мест. Только вот большинство школьников, так страстно желающих подрабатывать, не спешат занимать вакантные места. Не прельщает нынешнюю молодежь список предлагаемых профессий: социальный работник, озеленитель, помощник повара в столовой или садовник в подсобном хозяйстве. И уже совсем не устраивает зарплата – максимум 3–4 тыс. рублей в месяц. Подростки, пришедшие на ярмарку вакансий в Московский дом молодежи, обходят государственные стенды стороной.
«Представляете, мне предложили в подсобном хозяйстве работать! – возмущает восьмиклассник Сергей Городецкий. – Помидорчик окучивать, цветочки поливать – это же курам на смех. Что я ребятам во дворе скажу? Начал карьеру на грядке? Да меня уважать после этого не будут!». «За три тысячи я и связываться не стану. Что на них сегодня купишь, – поддерживает ученица 9-го класса Нина Васильева. – Даже на косметику приличную не хватит. Стану я за такие гроши связываться. И толком не отдохнешь летом, и ничего не заработаешь».
В ответ на такие претензии представители столичной службы занятости только руками разводят. «К сожалению, многие школьники, ничего толком не умеющие, имеют слишком большие амбиции, – поделился с «НИ» начальник отдела информации управления Федеральной службы занятости по Москве Вячеслав Сколяпов. – Трудиться на низко квалифицированной должности, что позволяют их реальные навыки, они не хотят. Работать руками – тем более. Все мечтают получать 10–15 тыс. рублей. Стремятся подрабатывать в офисе, заниматься бизнесом, коммерцией».
Но туда подросткам вход закрыт. Как пояснили «НИ» в кадровом агентстве Bordin & Partners, крупные компании со школьниками предпочитают не связываться. В Трудовом кодексе прописаны условия работы для несовершеннолетних. Они могут трудиться не более 5 часов в день. Посылать в командировку их нельзя, отправлять на вечернее или ночное дежурство тоже. Сама работа, которую выполняют подростки, должна быть нетяжелой, безвредной и вдобавок нравственной – использовать труд школьников в алкогольной, табачной, клубной или азартной индустриях строго запрещено.
«Понятно, что коммерческим структурам, заинтересованным прежде всего в получении прибыли, незачем брать на работу низкообразованного, неопытного сотрудника, которому еще и нужно создавать особые условия, – убежден г-н Сколяпов. – Это просто невыгодно. Дети этого не понимают, и поэтому зачастую становятся жертвами недобросовестных работодателей, которые либо платят им в пять–шесть раз меньше обещанной суммы, если вообще платят, либо нарушают их права и эксплуатируют наравне со взрослыми сотрудниками».
Легкая добыча
Самая распространенная схема обмана подростков проста. Работодатель размещает в прессе объявление: мол, ищем сотрудников от 14 лет, офис, з/п 15 тыс. рублей. Доверчивые школьники с удовольствием клюют на такую приманку и отправляются на собеседование. На поверку же оказывается, что работа вовсе не офисная. Трудиться придется распространителем косметики, промоутером, расклейщиком объявлений, курьером или уборщиком в фаст-фуде. А на собеседовании внушающий доверие менеджер заявляет: «Я не знаю, какой вы сотрудник. Но мы готовы вас протестировать. Поработайте у нас месяц-другой за сто долларов, и если вы себя покажете с лучшей стороны, мы эту сумму утроим». Школьники легко соглашаются на подобные предложения и с усердием приступают к выполнению своих обязанностей. Через месяц менеджер со скорбным лицом объясняет, что, к сожалению, юный работник фирмы провалил задание, поэтому продолжения сотрудничества не последует. Более того, раз молодой человек работал «плохо», заплатят ему не 100 долларов, а, к примеру, 50. Это в лучшем случае. В
худшем – подросток не увидит и этих денег.
«Я устроилась в небольшую фирму раздавать листовки, – поделилась с «НИ» 15-летняя школьница Василиса Тимирязева. – Уговор был такой: час работы – сто рублей. В течение недели я честно вручала прохожим злосчастные рекламные листки. В пятницу пришла за зарплатой и узнала, что мне не полагается ни копейки. Потому что, по данным проверяющих, я у метро и не появлялась. Доказать свою правоту мне не удалось. В итоге я расплакалась и убежала домой».
Неподъемный груз
В какой-то степени исключить подобные ситуации помог бы трудовой договор. Но от него предпочитают отказываться обе стороны. Работодатели уходят от налогов, а подростки на заключении контракта не настаивают. Ведь для оформления малолетнего сотрудника в штат по всем правилам необходима медицинская справка (чтобы ее получить, нужно не один час провести в поликлинике) и заявление от родителей, которых дети предпочитают не держать в курсе своих подработок.
Но даже при наличии трудового договора права работающих школьников часто нарушаются. Слишком уж велик соблазн использовать рабочий потенциал школьника на полную катушку. «В сфере обслуживания, например, ребят нередко заставляют работать больше положенных пяти часов в день, – пояснила «НИ» специалист Московского центра труда и занятости молодежи «Перспектива» Елена Раскина. – Например, во время вечернего наплыва посетителей в кафе малолетних сотрудников просят задержаться до вечера, чтобы справиться с авралом. Такая просьба может подкрепляться страхом штрафа. В этом случае подростки отказать начальству не могут».
Периодически нарушают законодательство и в некоторых курьерских конторах. В соответствии с Трудовым кодексом дети не могут переносить грузы весом более 3,5 кг. Получается, что малолетний курьер, доставив один пакет документов, должен вернуться в офис за новой партией. Из-за этого теряется масса времени. Чтобы этого избежать, фирмы предлагают платить курьеру в зависимости от количества документов, доставленных адресату. В итоге подростки, чтобы не остаться к концу месяца без зарплаты, сами нагружают себя неподъемными тяжестями в 10–12 кг.
Американская мечта в действии
Справедливости ради стоит заметить, что есть подростки, которым за летние каникулы удалось не только прилично заработать, но и серьезно продвинуться по карьерной лестнице. Восьмиклассник одной из столичных школ Стас Никаноров, недурно разбирающийся в технике, решил провести к соседнему дому кабель, чтобы играть с приятелем в сетевые игры. Через некоторое время молодому человеку пришло в голову подключить Интернет внутри локальной сети. А вскоре Стас сообразил, что можно подключать и других жителей окрестных домов к глобальной сети и неплохо на этом зарабатывать. «С помощью родителей мы зарегистрировали фирму, и бизнес закрутился. Сейчас у меня в подчинении пять человек – все они школьники. Занимаются протягиванием кабеля, устранением неполадки в работе. Получают 100–200 долларов в месяц. Мои же доходы на сегодня колеблются вокруг отметки в тысячу долларов, – раскрыл «НИ» экономическую тайну своего предприятия Стас.
И все же истории успеха единичны. Чтобы случаи удачного «раннего старта» стали массовыми, нужно, по мнению председателя комиссии по образованию Московской городской думы Евгения Бунимовича, серьезно пересмотреть порядок трудоустройства подростков. Необходимо либо пополнить интересными для школьников предложениями список вакансий, предлагаемых государственными кадровыми агентствами, либо ужесточить контроль за частными предпринимателями, принимающими на работу подростков, чтобы исключить случаи мошенничества. Впрочем, пока обе эти меры кажутся чем-то из области фантастики.
КАК ВЫ ЗАРАБОТАЛИ ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ И НА ЧТО ИХ ПОТРАТИЛИ? Мария БУТЫРСКАЯ, фигуристка: – Когда я была в составе сборной СССР, я, конечно, получала какие-то деньги ежемесячно, но они были небольшими. А первые крупные деньги я заработала, когда выступала на Играх доброй воли и заняла там третье место. Мне было тогда лет 18–19. На те деньги я купила себе машину, «восьмерку». Очень хотелось ее приобрести, потому что у меня уже тогда были права и я умела водить. Конечно, если бы денег хватило на квартиру – купила бы квартиру… Вера ГЛАГОЛЕВА, актриса: – Свои первые деньги я заработала на съемочной площадке. Это был мой дебют в картине «На край света», мне тогда уже исполнилось 18 лет. Весь заработок я отдала родителям. Если бы я решила потратить эти деньги на себя, то даже и не знаю, что на них можно было купить в то время. Павел АСТАХОВ, адвокат: – В первый раз я устроился на работу, когда в 12-летнем возрасте поехал в деревню. Мне хотелось иметь свои карманные деньги. Я ворошил силос, и за это платили три рубля в день. На заработанные деньги я купил себе велосипед. Конечно, это транспортное средство мне могли подарить и родители, но мне хотелось доказать, что я мужчина, что я самостоятельный. С тех пор я каждое лето работал. На следующий год я поехал в лагерь труда и отдыха на Кубани и там получал немного больше денег. В итоге я накопил себе на первые часы, о чем давно мечтал. Борис МОИСЕЕВ, певец: – Первые серьезные деньги я заработал, когда мне было лет девятнадцать. Я тогда в хореографическом училище в Минске учился. Мы с нашей студенческой труппой как-то поехали на гастроли в Брест. Молодые и очень увлеченные нашей будущей профессией, мы были на таком подъеме, так выкладывались на полную катушку, что на всех наших выступлениях были аншлаги. Мы не надеялись получить какие-то барыши с этого и поэтому сильно удивились, когда по окончании гастролей нам выдали, кажется, рублей по пятнадцать. Для меня тогда это была колоссальная сумма, которую я, без лишних размышлений, потратил на… конфеты для ребятишек во дворе! |
В ШВЕЦИИ РАБОТАЕТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ШКОЛЬНИК «Тем, кто родился в 1988–1990 годах, коммуна Фашта предлагает летнюю работу в учреждениях, подчиненных местной администрации. Это дома престарелых, парковое хозяйство и детские сады. Подростки 15–16 лет будут получать 65 крон в час (около 10 долларов. – «НИ»). Молодым людям 17–18 лет гарантирована оплата размером в 82 кроны в час». Сотни объявлений, подобных этому, появляются в Швеции накануне летнего сезона. У взрослых начинается период отпусков, и многие временно освободившиеся места занимают старшеклассники. По статистике, во время летних каникул, длящихся в Швеции два месяца, работают более ста тысяч подростков. Для 10-миллионной страны это означает, что практически каждый второй старшеклассник хотя бы на неделю-другую вступает в трудовую жизнь. Подрабатывают представители всех социальных слоев – от детей малообеспеченных родителей, живущих на социальное пособие, до отпрысков богатых семей, имеющих на счету миллионы долларов. Сказывается протестантская психология скандинавов: у каждого должны быть хоть какие-то деньги, заработанные собственными усилиями. Алексей СМИРНОВ, Стокгольм |