Posted 24 мая 2006, 20:00

Published 24 мая 2006, 20:00

Modified 8 марта 2024, 09:09

Updated 8 марта 2024, 09:09

В Сочи погасят «неверные сигналы»

24 мая 2006, 20:00
Энергетика и перспектива новых договорных отношений между Россией и Европейским союзом – две главные темы саммита Россия – ЕС, который пройдет сегодня в Сочи. За рабочим ланчем российский президент и руководители Объединенной Европы сверят позиции по актуальным международным проблемам, обменяются мнениями о процессах н

В преддверии своей поездки в Сочи председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу поделился с корреспондентом «НИ» своими соображениями по поводу нынешних отношений между ЕС и Россией: «Мы уже хорошо сотрудничаем и имеем все возможности развивать партнерство как двустороннее, так и в международных делах. Наши интересы глубоко переплетаются, налицо явная взаимозависимость».

«Неформальных» разговоров в Сочи будет более чем достаточно, и, возможно, именно они будут играть ключевую роль, но, чтобы придать саммиту видимые результаты, стороны подпишут два соглашения в рамках одного из «общих пространств», как принято определять сферы практического российско-европейского взаимодействия: об упрощении визового режима для отдельных категорий граждан и о реадмиссии. По мнению Баррозу, «они принесут конкретную выгоду нашим гражданам: легче и проще будет получать визы, и в то же время будет усилена борьба против нелегальной миграции».

Как заявил «НИ» г-н Баррозу, «Евросоюз – самый важный экономический партнер России, а Россия – третий по значению торговый партнер ЕС. В энергетике, к которой сейчас приковано повышенное внимание, мы самый крупный клиент России. 75% российского экспорта газа идут в ЕС. На Россию приходится 25% нашего потребления нефти и газа. Таким образом, наши отношения – это не только дипломатия. Они имеют экономический базис».

Интересно, что, по мнению ряда европейских экспертов, Евросоюз долго относился к энергетике как к одной из отраслей, которая регулируется рынком. Но в смысле поставок и распределения энергоносителей, особенно газа, рыночные механизмы работают плохо. Главный путь – это географическая диверсификация импорта, увеличение числа стран и регионов, откуда ЕС получает энергоносители. По нефти сейчас это Россия, Ближний Восток. По газу – Россия, Алжир и Норвегия. Но есть еще и Африка, и Латинская Америка, и Центральная Азия. Для увеличения их доли нужны новые трубопроводы, а также терминалы приема сжиженного газа, которых в Европе пока практически нет. Кроме того, импортируя нефть или газ из какого-то региона, неизбежно приходится «импортировать» и его проблемы. Перспективный коридор поставок через Турцию из Ирана пока остается лишь в теории.

Глава исполнительной власти ЕС обратил внимание нашей газеты на важность момента проведения саммита. В 2007 году истекает десятилетний срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС – Россия (СПС), и «пора подумать о будущем наших отношений». Хотя этот документ предусматривает автоматическое продление и правового вакуума по истечении первого срока не будет, многие его положения устарели.

В то же время, как отметил г-н Баррозу, «в общественном мнении стран ЕС есть озабоченность приверженности России принципам и практике полной демократии и уважения прав человека». Но он призвал не политизировать отношения в сфере энергетики – самой важной области сотрудничества – и заверил, что ЕС не будет этого делать, отдавая предпочтение законам свободного рынка. Лидеры Евросоюза поставили задачу – снять возникшую в последнее время напряженность, погасить «неверно понятые сигналы». Баррозу не стал расшифровывать, что это за сигналы, но, возможно, речь идет о программе ЕС по диверсификации источников энергоресурсов и уменьшению зависимости от российского газа, о проблеме внедрения «Газпрома» на европейский рынок распределения газа и заявлениях газпромовского руководства о намерении перенаправить экспорт на Восток. И конечно, о последствиях российско-украинского газового конфликта.

Подпишитесь