Великие имена и громкие скандалы

18 мая 2006, 00:00
Национальный филармонический оркестр России завершает абонементный цикл «Музыка «Русских сезонов» Сергея Дягилева» концертом, который состоится сегодня в Большом зале консерватории. Дирижировать программой из произведений Пуленка, Сати и Стравинского будет постоянно сотрудничающий с НФОР, молодой и успешный маэстро Тео

Будучи главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета, Теодор Курентзис активно выступает и в роли симфонического дирижера. Как постоянный маэстро он дирижирует НФОР не только в абонементных циклах, но и дает благотворительные концерты с этим коллективом. В конце марта и начале апреля с огромным успехом прошли выступления Национального филармонического оркестра и маэстро Курентзиса перед студентами и профессорами Бауманского университета и МГУ.

Предстоящий концерт в БЗК станет одним из любопытнейших с точки зрения выбора произведений в «дягилевском абонементе» оркестра. В программе концерта будут представлены две самые скандальные партитуры за всю историю существования «Русского балета». Это «Парад» Эрика Сати и «Весна священная» Игоря Стравинского.

«Парад» – плод сотрудничества Жана Кокто, Эрика Сати и Пабло Пикассо. На премьере спектакля публику шокировало все: и нарочито примитивная музыка Сати, и вызывающе кубистические декорации Пикассо, и бессюжетная драматургическая линия, придуманная Кокто. Когда требования опустить занавес не были приняты во внимание, разъяренные зрители начали скандировать: «Смерть русским! Пикассо бош!». В этом сочинении Эрик Сати бросил вызов эстетам, не только «опускаясь» до «ресторанного языка»: он впервые в истории музыки наполняет партитуру натуральными шумами – стуком печатной машинки, звуком сирены, самолетным гулом, выступая в данном случае предвестником «конкретной музыки» – направления, которое станет актуальным в Европе более чем через 30 лет.

«Тридцать три минуты, которые потрясли мир», – так скажет о премьере «Весны священной» кубинский писатель и искусствовед Алехо Карпентьер. Причем эти 33 минуты потрясли мир настолько, что взбешенная публика, свистя и топая ногами, не давала закончить спектакль. Стравинский не выдержал и покинул зал, и только благодаря невозмутимости дирижера Пьера Монтё представление было доведено до конца. Впоследствии Жан Кокто объяснит этот инцидент несовместимостью «музыки – полной силы и молодости – и декадентской публики – расслабленной, привыкшей к гирляндам в стиле Людовика XVI, мягким диванам (а приучил ее к этому русский балет)».

Абсолютным контрастом выглядит в компании двух скандальных произведений «эпохи Дягилева» произведение Франсиса Пуленка. Музыка созданного им по заказу Дягилева балета «Лани» – редкий гость на наших сценических площадках. Но это сочинение забыто не по праву. Пуленк создал ладную, прелестную по форме, полную очаровательных мелодий партитуру, в которой использовал множество разноплановых стилевых моделей – от французского классицизма до раннего джаза, своего рода увлекательную «хрестоматию стилей от Рамо до Стравинского. И это сочинение, в отличие от «Парада» и «Весны священной», было восторженно принято публикой на премьере.

Московской публике предстоит еще одна встреча с искусством Теодора Курентзиса. 7 июня в Светлановском зале Дома музыки состоится заключительный концерт абонемента НФОР «Великие кантаты и оратории. Антология жанра», в программе которого примет участие еще одна молодая российская звезда – великолепная певица Ольга Гурякова.

#Новости #Культура #Музыка
Подпишитесь