Вчерашнюю конференцию антифашистов охранял автобус с ОМОНом. Опасения оказались излишними – фашистов ни в гостинице «Космос», ни в ее окрестностях замечено не было. Зато организаторы сначала запустили всех в зал, а потом сочли, что люди уселись неправильно, и попросили всех выйти. В коридоре образовалась давка: одни шли на выход, другие пробирались к столикам регистрации. «Так всегда бывает, когда организаторов много», – возмущался лидер «Молодежного правозащитного движения» Андрей Юров. Организаторов действительно было больше 20, в том числе три партии – СПС, «Яблоко» и РПРФ.
Первой слово дали писательнице Мариэтте Чудаковой, которая заявила, что никакой благодатной почвы для фашизма в России нет. «Остановите любую женщину и спросите, хочет ли она, чтобы ее сын вступил в фашистскую организацию. Она отшатнется от вас как от зачумленного». «Потому что матери говорят: это не фашисты, это наши парни, которые защищают нас от понаехавших», – парировал директор Фонда поддержки демократии и социального прогресса Эмиль Паин. И обвинил в разгуле фашизма либералов. «Правые ждали, что придет сила, возьмет страну за шиворот и выведет в Европу. Россия бредила Пиночетом. И он пришел, но только российской сборки». По словам г-на Паина, сейчас Россия перешла от «левого авторитаризма» советского времени к «правому авторитаризму», который опирается на традиционные ценности, патриархальный уклад, державность и враждебное окружение.
За либералов заступился член Федерального политсовета СПС Леонид Гозман, который назвал главной задачей «противодействовать представлениям, что у нас особый народ. Что на Западе демократия, а у нас – соборность, что там выборы, а у нас – царь. Это бред сивой кобылы». Строительство демократии при Ельцине Леонид Гозман сравнил с первым сексом, который «тоже у всех был неудачным, а потом поправилось». И сейчас «нам не грозит, что бритоголовые ублюдки станут властью, а грозит советское жлобство, когда все будут ходить строем, слушать одну музыку, а шаг в сторону – побег». Теперь нужно «пережить ближайшие 10 лет, чтобы к власти не пришел Адольф Шикльгрубер», а «там эти жлобские тенденции рассосутся и умрут».
Социолог из «Левада-Центра» Борис Дубин сообщил, что десять лет назад 44% считали, что Россия окружена врагами, а теперь – 77%. При этом 55% поддерживают лозунг «Россия для русских», 72% полагают, что Россия всегда нуждается в сильной руке, а 62% считают, что жертвы националистов сами виноваты, что их бьют. Руководитель центра «Сова» Александр Верховский связал рост популярности националистов с тем, что они стали вести себя по-европейски, «избегают националистической риторики, говорят в социальных терминах о нелегальных мигрантах, и их не очень-то потащишь в суд». Путанице способствует и движение «Наши», которое «использует слово «фашист» как бытовое ругательство».
Принятая вчера программа гражданских действий против фашизма состоит из 33 пунктов и предусматривает совместный мониторинг случаев расовой и этнической дискриминации, согласованную позицию по пересмотру законодательства с тем, чтобы «обеспечить наказуемость более широкого, чем в настоящее время, круга проявлений расовой дискриминации», требование к властям прекратить преследование этнических меньшинств со стороны правоохранительных органов и «положить конец использованию антиэкстремистского законодательства для преследования неугодных властям гражданских активистов и журналистов».
«Никому из записавшихся выступить не дают», – возмущался в кулуарах Андрей Юров. Участники конференции спорили, с кем в борьбе с фашизмом можно объединяться. Александр Верховский доказывал, что тактика «чем нас больше, тем эффективнее» пригодна лишь на выборах, и нельзя объединяться с антифашистскими группами, «действия которых не отличаются от тех, кому они противостоят». А Эмиль Паин говорил, что не следует сотрудничать с умеренными националистами в противовес радикальным. Но если «люди из «Родины» или ЛДПР заблудились или это циники, которые там деньги зарабатывают», то сотрудничать с ними можно.
«НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ» ВСЕЙ СТРАНЫ Согласно представленным вчера данным Информационно-аналитического центра «Сова», если в 2004 году от насилия на расовой почве пострадало 256 человек, то в 2005-м – 413, а за четыре месяца нынешнего года – уже 114. География нападений также расширяется. В 2004 году они происходили в 26 регионах, в 2005-м – в 36, в январе–апреле 2006-го – в 18. Правозащитники также усмотрели радикализацию электоральных настроений. Если раньше праворадикалы, как правило, набирали 1–2% голосов, то на довыборах в Госдуму в декабре прошлого года обвиняемый в покушении на Анатолия Чубайса и поддержанный националистами Владимир Квачков набрал 29%. И составил столь значительную конкуренцию кандидату от «Единой России», что при повторной попытке стать кандидатом его просто не зарегистрировали. |