Posted 10 мая 2006, 20:00
Published 10 мая 2006, 20:00
Modified 8 марта, 09:15
Updated 8 марта, 09:15
Выступая на форуме, председатель Европарламента Хосеп Боррель призвал перейти от «периода размышлений» к «периоду предложений». Реакцией руководства ЕС и государственных лидеров на французский и голландский референдумы было решение прошлогоднего брюссельского саммита заморозить процесс ратификации и взять тайм-аут на «размышления». По словам Борреля, «философский камень, позволяющий найти безупречное альтернативное решение проблемы конституционого договора, пока не найден, но нынешние дебаты могут стать началом этапа выработки предложений».
Большинство выступавших пытались разобраться, чем предложенное в документе обустройство единой Европы могло не понравиться французским и голландским избирателям. Ведь конституционный договор не так уж плох. Эстония стала 15-й из 25 государств союза, которые его ратифицировали. Канцлер Австрии, председательствующей в ЕС Вольфганг Шюссель, специально приехал в Брюссель, чтобы запустить пиар-кампанию в поддержку союзной конституции. Он заявил, что «конституционный договор – это самая успешная из предпринятых нами когда-либо попыток построить здание на фундаменте, заложенном в последние 50 лет... В нынешних обстоятельствах я не вижу пока других вариантов». Открывая агитационный марафон к предстоящему в июне саммиту ЕС, где вопрос о том, что дальше делать с конституцией, будет одним из главных, австрийский канцлер предложил создать нечто вроде «пожарной бригады». Она должна выработать и запустить «семь или восемь конкретных проектов с конкретными сроками выполнения», которые показали бы европейцам необходимость единения в эпоху глобализации.
Руководящие институты ЕС, которые хотят дать новый импульс продвижению конституционного проекта, провели накануне опрос общественного мнения, который показал довольно смешанную картину. Только 39% опрошенных считают, что Евросоюз «движется в верном направлении».
Основные данные этого «евробарометра» стали предметом обсуждения на парламентском форуме. Одна из самых спорных проблем – расширение ЕС. В нем видят причину безработицы, роста преступности, размывания европейской социальной модели. В амфитеатре Европарламента четко прозвучали призывы к длительной передышке в движении на восток. Даже перспектива Турции, которая уже официальный кандидат, выглядит спорно. Что касается Украины, то она называлась только в гипотетическом контексте. Предлагалось придумать какую-то привлекательную и достойную альтернативу полному членству.
Июньский саммит ЕС станет началом попытки вернуться к конституционному проекту. Главные надежды в реанимации основного закона ЕС на Германию. Канцлер Ангела Меркель, выступая в Берлине, заявила, что использует свое председательство в первом полугодии 2007 года, чтобы продвинуть вперед формирование единой энергетической политики ЕС и сократить все более раздражающую граждан брюссельскую бюрократическую волокиту. «Конечно, Европа пока еще недостаточно хороша, и многие дела продвигаются со скоростью улитки», – сказала она, дав понять, что Германия внесет свежие идеи, выступит локомотивом европейских реформ и интеграции.
Европейский парламент одобрил проект конституции ЕС