Posted 10 мая 2006, 20:00

Published 10 мая 2006, 20:00

Modified 8 марта, 09:04

Updated 8 марта, 09:04

«Для нас все задачи – главные»

10 мая 2006, 20:00
На вопросы «Мира выставок» отвечает вице-президент Московской торгово-промышленной палаты по выставочно-ярмарочной деятельности (ВЯД) Игорь ПРУДНИКОВ

– Игорь Леонидович, как Вы считаете, начинает ли меняться в государстве и обществе отношение к выставочной индустрии России как таковой? Я поясню на примере: конгресс Всемирной Ассоциации выставочной индустрии (UFI) всегда вызывает ажиотажный интерес в тех странах, где он проводится. В Каире по такому случаю даже пирамиды особым образом подсвечивали… Мне показалось, что когда юбилейный конгресс UFI проводился в Москве, ни правительство, ни пресса, ни общество не уделили мероприятию должного внимания. Не означает ли это, что индустрия в целом остается некоей «вещью в себе»?

– Выставки никогда не были и, я надеюсь, не будут «вещью в себе». Выставки представляют собой уникальный коммуникационный инструмент развития бизнеса и служат связующим звеном на нескольких последовательных стадиях продвижения продукции от разработчика до конечного потребителя. В выставочную деятельность вовлечены миллионы людей и сотни тысяч организаций. Так что с общественным отношением к выставкам более-менее все понятно, особенно у той части общества, которая называется бизнесом. Проведенные Комитетом ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и Международным союзом выставок и ярмарок (МСВЯ) исследования на уровне отраслевых ассоциаций свидетельствуют о возрастающей роли выставок.

Что касается отношения государства… Думаю, что российские выставочники не ждали мгновенных изменений отношения представителей органов государственной власти по результатам проведения 72 конгресса UFI в Москве. Я соглашусь с Вами, что в сам момент проведения конгресса государственные чиновники, даже ответственные за эту деятельность, проявили не очень большой интерес к этому событию. Полагаю, что и в этом случае сработает принцип: «Нет пророка в своем отечестве». Будем ждать, когда результаты московского конгресса скажутся через наших иностранных коллег, через повышение их выставочной активности в России, через привлечение ими внимания свих правительств к российскому рынку.

– Одной из серьезных проблем для выставочников всегда было то, что они не вхожи ни во властные структуры, ни в Думу, их интересы там всерьез не защищают. Теперь все не так. Президент МТПП Леонид Владимирович Говоров стал сначала депутатом Госдумы, а через два дня избран еще Председателем Гильдии московских выставочных организаций. Эти обстоятельства могут повлиять на судьбу выставочного сообщества в целом?

– Избрание депутата Государственной Думы Леонида Владимировича Говорова председателем Гильдии выставочно-ярмарочных организаций – это прецедент: представитель высшего органа законодательной власти становится руководителем выставочного союза. Мы возлагаем на его работу очень большие надежды. Корни большинства проблем выставочного бизнеса лежат именно в законодательной плоскости. Сегодня все российские выставочники (не только москвичи) получили в лице Леонида Владимировича прекрасную трибуну и хорошую возможность реализовать давно задуманные шаги. Эти шаги были изложены в одобренной правительством России «Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации».

Эта концепция была разработана выставочниками по инициативе Сергея Николаевича Трофимова и поддержана комиссией правительства России во главе с тогдашним заместителем председателя правительства Ильей Клебановым. Но затем, как Вы помните, Илью Иосифовича перевели на другую ответственную работу, а комиссия в ходе административной реформы перестала существовать. И о концепции представители федеральных органов исполнительной власти забыли. Одним словом, у российских выставочников не хватило лоббистских возможностей для реализации своих стратегических замыслов.

Сегодня мы имеем прекрасную возможность через своего представителя в Государственной Думе реализовать давно задуманное.

– Бывший председатель Гильдии Юрий Иванович Котов любит повторять, что управленческая мудрость состоит в том, чтобы вовремя уступить руководящее кресло перспективному и энергичному преемнику, но самому оставаться рядом. В отношении Леонида Владимировича он это сделал дважды… Чем теперь занимается Юрий Иванович?

– Юрий Иванович как всегда полон сил и новых планов. Во-первых, он по-прежнему остается председателем Правления Московской ТПП. А это значит, что именно на нем лежит основной груз развития всей системы общественных отношений в палате, которая в декабре этого года отмечает 15 лет своего возрождения.

Во-вторых, с момента избрания депутатом Госдумы Леонид Владимирович выполняет обязанности президента палаты на общественных началах. Это подразумевает серьезное перераспределение части его обязанностей между вице-президентами и председателем Правления. И здесь на Юрия Ивановича вновь возлагается большая работа, особенно связанная со строительством задуманного им нового бизнес-комплекса Московской ТПП площадью 42 000 кв. метров.

И, наконец, в-третьих. От выставочной деятельности Юрий Иванович не ушел – он является председателем Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, где по его инициативе сегодня собраны представители и выставочного бизнеса, и промышленности, и сферы услуг, и представители органов законодательной и исполнительной власти. Так что планов по дальнейшему развитию выставочной деятельности у него много.

– Какие задачи в координации выставочно-ярмарочной деятельности Вы считаете главными для себя? Что нового можно ожидать в этом году?

– За последние два года ситуация на выставочном рынке меняется стремительно. Вызвано это, безусловно, появлением новых современных выставочных площадей. Рынок моментально реагирует на новые предложения. С появлением МВЦ «Крокус Экспо» конфигурация московского выставочного рынка сильно изменилась. Московский выставочный рынок, являвшийся долгие годы монополярным (и как следствие, монопольным), превращается в многополярный. С дальнейшим развитием «Крокуса», модернизацией «Экспоцентра» и других площадок, таких как ВВЦ, где, как Вы знаете, строится новый Международный выставочный комплекс, его конфигурация, безусловно, может измениться несколько раз.

Если сравнивать Москву с другими выставочными столицами мира, то структура нашего выставочного рынка похожа на парижскую. Во французской столице одиннадцать выставочных центров, из которых на трех сосредоточена основная международная выставочная деятельность. Большинство выставочных площадок Парижа находятся в руках разных собственников, правда, два основных все-таки в одних руках – ТПП Парижа (выставочный центр «Пари Нор Вильпен» на правах собственности и комплекс «Ля Бурже» в управлении). В московском регионе похожая картина. Активно развиваться будут три центра, главным акционером одного из них является торгово-промышленная палата – ТПП РФ.

Вслед за Москвой, как это происходит и с другими видами бизнеса, будет меняться ситуация и на региональных выставочных рынках.

В развитии выставочной деятельности кроме создания современной материально-технической базы есть целый ряд важнейших задач. Это, прежде всего, развитие инфраструктуры, как непосредственно вокруг создающихся и реконструируемых выставочных комплексов, так и в целом в городе.

Это и транспортная доступность, и транспортная инфраструктура, отставание которой от развития самих центров остро ощущается сегодня и в «Экспоцентре», и в «Крокусе Экспо».

Конечно, это вопрос гостиничного хозяйства. Уже сегодня мы сталкиваемся с серьезными проблемами размещения не только посетителей, но и участников выставок. И с каждым месяцем проблема становится все серьезнее. Процесс строительства новых современных отелей серьезно отстает от процесса вывода из эксплуатации устаревающего гостиничного фонда.

Нельзя забывать и о необходимости создания системы информационной поддержки выставочной деятельности. Это касается и информации о самих выставках и, что более важно, о продукции, экспонируемой на них.

Решение всех вышеназванных вопросов невозможно без подготовки специалистов. Специалистов для работы в выставочных подразделениях предприятий, участвующих в выставках. Специалистов для организаций, занимающихся предоставлением услуг участникам и посетителям выставок. Специалистов, обслуживающих выставочные комплексы. Специалистов для органов государственной власти – тех, кто оказывает содействие выставочникам. И, конечно же, специалистов, организующих сами выставки.

Очень важными являются и задачи по совершенствованию форм развития и поддержки участников выставочной деятельности со стороны органов государственной власти и общественных организаций.

Решение вышеназванных задач требует и совершенствования действующей нормативно-правовой базы.

Выделить одну главную задачу невозможно! Их нужно решать системно. Перекос в одну сторону, когда будут наращиваться только выставочные площади, а остальные задачи не будут решаться, ощутимых результатов не даст. Именно работу по решению всех названных задач и нужно сегодня координировать. И такую систему координации необходимо срочно создавать. Основа ее уже есть – это наша Гильдия выставочно-ярмарочных организаций и Организационно-методический центр правительства Москвы по выставочно-ярмарочной деятельности. Теперь надо привлечь все остальные, говоря чиновничьим языком, заинтересованные стороны.

Подпишитесь