Posted 3 мая 2006, 20:00
Published 3 мая 2006, 20:00
Modified 8 марта, 09:16
Updated 8 марта, 09:16
Глава МВД республики отметил, что раньше сотрудники правоохранительных органов постоянно участвовали в различных спецоперациях и вынуждены были носить камуфлированную форму военного образца, теперь же необходимость в этом отпала. Кроме того, он обратил внимание на то, что наличие в городах большого количества лиц в камуфлированной форме «отрицательно сказывалось на моральном и психологическом состоянии граждан». По его словам, когда на улице появляется «небритый мужчина в камуфляже и за плечом у него автомат Калашникова, люди не могут понять, то ли это работник правоохранительных органов, то ли боевик». «Этому будет положен конец раз и навсегда», – отрезал Руслан Алханов. Чеченским милиционерам также запретили ношение табельного оружия во внеслужебное время. Ранее председатель правительства Чечни Рамзан Кадыров уже критиковал руководство МВД из-за имеющихся нарушений в ношении личным составом форменной одежды. Теперь сотрудники МВД занимаются созданием передвижных патрулей. В их обязанности вменяется контроль внешнего вида, а также соответствие экипировки, наличие документов и табельного оружия у сотрудников ведомства.
Депутат Госдумы Аркадий Баскаев, в 1995 году комендант Грозного, полагает, что сейчас Чечня на пути к восстановлению: «Мы же в Москве не видим людей с оружием, что называется, «через плечо», которые ходили бы по улицам, – сказал он «НИ». – Есть милицейская форма одежды, которая сразу дает знать гражданину, что это работник правопорядка. Так и должно быть».
Тем не менее многие наблюдатели указывают на то, что в чеченских силовых структурах существует серьезная путаница: со стороны довольно сложно понять, кто кому подчиняется. Последний инцидент с участием правоохранителей Чечни произошел 1 мая, когда делегацию Еврокомитета не пропустили в родовое село Кадыровых Центорой. Во вторник председатель чеченского правительства Рамзан Кадыров принес извинения европейским делегатам и объяснил случившееся тем, что «1 мая все ответственные работники правоохранительных органов находились в Гудермесе и Грозном и милиционеры на блокпосту не имели информации о том, что должны приехать члены делегации Еврокомитета». Он поручил Руслану Алханову провести служебное расследование по факту этого происшествия.
На днях Рамзан Кадыров объявил о том, что службы безопасности президента Чечни больше не существует. Напомним, эта структура была создана в 2001 году при покойном Ахмате Кадырове еще до его избрания президентом. Как пояснил Рамзан Кадыров, служба безопасности была преобразована в Антитеррористический центр (АТЦ), а теперь на его базе сформированы два батальона внутренних войск, которые подчиняются федеральным структурам. Иными словами, бойцы расформированных подразделений влились в ряды недавно созданных батальонов «Север» и «Юг». Они войдут в состав 46-й бригады внутренних войск МВД и Главной военной комендатуры, базирующейся в Чечне на постоянной основе. Батальон «Юг» возглавил старший лейтенант Муслим Ильясов, а командовать батальоном «Север» будет капитан Алибек Делимханов. Как уже не раз отмечалось, служба безопасности президента Чечни была сформирована в основном из бывших боевиков, попавших под амнистию.
Между тем 21 апреля обнародована информация об окончании расследования в отношении бывших сотрудников МВД Чечни и АТЦ. 17 человек обвиняются в разбое и бандитизме. По данным следствия, эти сотрудники в течение длительного времени, находясь на службе в правоохранительных органах, совершали разбойные нападения на граждан, получивших компенсации за утраченное в ходе военных действий жилье и имущество. В настоящее время уголовные дела в отношении бывших сотрудников правоохранительных органов республики, направлены в Верховный суд ЧР.
Многие в Чечне отмечают, что до расформирования службы безопасности в подчинении у Рамзана Кадырова находилось более 5 тысяч человек. Фактически у г-на Кадырова был батальон, который подчинялся исключительно ему. Юридически служба безопасности также не была каким-либо образом оформлена. По мнению экспертов, это давало Кремлю серьезный повод для беспокойства, поэтому и было принято решение о переведении «кадыровцев» под контроль федеральных структур путем создания новых батальонов. Они были сформированы по образцу подразделений «Восток» и «Запад», которые входят в состав 42-й мотострелковой дивизии Минобороны, также базирующейся на территории республики. «Восток» возглавляет бывший полевой командир Сулим Ямадаев, который имеет в Чечне большое влияние и непростые отношения с нынешним премьером Чечни. Батальон «Запад» возглавляет майор Российской армии Саид-Магомед Какиев, воевавший в первую чеченскую на стороне федеральных войск.
Аналитики обращают внимание еще и на то, что картина благоденствия, которую пытаются изобразить чеченские власти, скрывает под собой все усиливающийся конфликт между Рамзаном Кадыровым и Алу Алхановым. «Сейчас Чечню пытаются превратить в нормальный субъект Федерации, и в этих условиях делать ставку на одного Кадырова уже невозможно, – пояснил «НИ» эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Москва играет на противовесах, делать на кого-то одного ставку Кремль не хочет. Считалось, что главный в Чечне – Рамзан Кадыров, а все остальное – ерунда, сейчас выясняется, что это не совсем так». По неподтвержденной информации, 25 апреля у Дома правительства в Грозном завязалась перестрелка с участием «кадыровцев», которых не пропустили в здание. Впрочем, г-н Кадыров позже заявил, что пресса сильно преувеличила уровень противостояния. Напомнив об этой истории, эксперт предположил, что сейчас Кремль пытается «поставить Кадырова на место руками Алханова». Эксперт считает, что о попытке ослабить влияние чеченского премьера говорит и переведение подконтрольных г-ну Кадырову сил в состав федеральных структур. «У Алханова и Кадырова очень непростые отношения, – считает г-н Малашенко. – Кремль демонстрирует, что Алханова бросать не собирается, а работать будут и с тем, и с другим».