Posted 3 мая 2006, 15:25
Published 3 мая 2006, 15:25
Modified 8 марта, 09:16
Updated 8 марта, 09:16
Президент России Владимир Путин и глава Армении Роберт Кочарян объявили 5 мая днем траура по жертвам авиакатастрофы, произошедшей над Черным морем. Трагедия унесла жизни 113 пассажиров и членов экипажа лайнера, 28 из них были гражданами России. В этом году мы скорбим жертвам катастрофы впервые. Обрушение крыши Басманного рынка, унесшее жизни более чем 60 человек прошло практически в полном молчании властей. Плакали только родственники погибших - в основном приезжих из Азербайджана - под залпы салюта в честь Дня Защитников Отечества.
Чем руководствуются власти, то объявляя национальный траур, то скромно выражая соболезнования родственникам погибших, не ясно. В день обрушения кровли Басманного рынка 23 февраля этого года, когда погибли около 70 человек, Москва обошлась без черных лент на флагах, хотя число жертв стало печальным рекордом для столицы за последние несколько лет. Большинство погибших - приезжие из стран СНГ - не были гражданами России. Треть пассажиров разбившегося рейса «Ереван-Сочи» хоть и не были русскими по национальности, зато имели российское гражданство, их будут оплакивать два государства сразу.
«Как бы не болела душа пассажиров разбившегося лайнера, но все-таки бросается в глаза, что объявление национального траура в - политический реверанс Армении, - сказала «Новым Известиям» глава московской хельсинской группы Людмила Алексеева. - Решение об официальной скорби носит яркую политическую окраску, ведь Армения, пожалуй, единственная страна в окружении России, с которой мы еще не перессорились. Конечно, людей жалко, но также жалко было и азербайджанцев, погибших при трагедии на рынке в Москве».
На практике решает, когда народу горевать, а когда нет президент РФ, хотя по конституции таким полномочием он не наделен, также как главы многих других государств, например, Франции и Щвеции. В России нет специального закона, который бы контролировал порядок объявления траура.
«Указ о национальном трауре подписывает президент. Как правило, решения связано и с эмоциями, и с масштабами катастрофы, и нередко - с политическими интересами, - сказал «НИ» юрист Александр Арутюнов. - В данном случае важную роль сыграли особые отношения Армении и России».
Ирина Власова