Posted 19 апреля 2006, 20:00
Published 19 апреля 2006, 20:00
Modified 8 марта, 09:07
Updated 8 марта, 09:07
На только что прошедшем съезде Российского союза промышленников и предпринимателей бизнес прозрачно намекнул власти: пока в стране не будет благоприятного инвестиционного климата, рассчитывать на экономический бум бесполезно. А климат этот из года в год ухудшается: в 2005 году прирост инвестиций в основной капитал составил 10,7% против 11,7% в 2004-м. Государство же, увлеченное национализацией частных предприятий, не только не делает новых реальных шагов для привлечения инвестиций, но и не торопится выполнять старые, уже, казалось, принятые решения, например, провести широко анонсированную амнистию капиталов. Вот-вот станет известна дата очередного послания главы государства Федеральному собранию. Между тем прозвучавшая еще в прошлогоднем президентском послании мысль об амнистии стараниями чиновников обросла ворохом условий и требований, но делом так и не стала.
В основе инициативы президента, вероятно, лежало всеобщее и окончательное понимание того, что инвестиционная активность не оправдывает ожиданий, а объекты, интересующие зарубежный капитал, сосредоточены в нескольких связанных с сырьем отраслях. Деньги тем временем, как вода, «находят дырочку». Периодическое ускорение их движению придают и «открытый урок» ЮКОСа, и налоговый пресс, и регулярно происходящие рейдерские захваты собственности. Масштабы бегства впечатляют: по данным рейтингового агентства Fitch, только за 2000–2004 годы из страны вывезено 100 млрд. долларов. Общий же объем потерь, даже по не самым смелым оценкам, составляет около 300 млрд. В довершение иностранцы, которых мы постоянно пытаемся «развести» на инвестиции, прозрачно намекают: хорошо бы для начала с родным капиталом разобраться, а потом презентовать проекты для вложений. Министры, осознав серьезность поставленной задачи, взялись за составление проекта закона, и вот что из этого получилось.
В первоначальном варианте все было четко и правильно, как на строевом смотре: с 1 января 2006 года деньги необходимо переводить в российские банки (таково президентское условие), 13% от них отправлять в казну, а сведения для проверки источника поступления пересылать в финансовую разведку. Однако проект признали «сырым», ставку – непомерно высокой, к тому же вовремя принять закон просто не успевали. Последняя версия законопроекта «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» предполагает, что с 1 июля 2006 года по 1 апреля 2007 года граждане без указания источника доходов задекларируют любую сумму и заплатят с нее те же 13%, а полученная информация не будет использоваться для налогового контроля. Документ еще предстоит принять законодателям, но уже звучат пророчества: ничего из этого дела не выйдет, принимай закон – не принимай.
Между тем международный опыт репатриации капитала изобилует как вполне, так и не вполне удачными примерами. Наиболее успешной в мире признается итальянская амнистия, проведенная в 2001 году. Под легализацию подпадали не только капиталы, но и другое имущество, заявитель платил 2,5% от задекларированной стоимости (помните нашу ставку?), а взамен фискалы выдавали специальные сертификаты конфиденциальности. Одновременно с амнистией были ужесточены меры за последующие нарушения налогового законодательства. Результаты превзошли все ожидания: в 2001–2002 годах было амнистировано 61 млрд. евро, а налоговые сборы выросли на 6,5%, что позволило снизить некоторые налоги.
По бельгийской схеме до конца 2004 года граждане, хранившие свои капиталы за рубежом, без всяких санкций могли перевести их на родину, а в качестве платы отдать от 6 до 9% репатриированных сумм (6% – с капитала, инвестируемого в акции бельгийских компаний, 9% – с сумм, просто переведенных в бельгийские банки). Амнистию подстегивало то, что с начала 2005 года все банки ЕС должны предоставлять данные о вкладах нерезидентов в органы финансового контроля соответствующих стран. За год в бельгийскую экономику вернулось около 1 млрд. евро, что составило всего 6% от запланированной суммы. Виной тому – неэффективность фондовых вложений в акции бельгийских компаний и надежды на будущие амнистии, во время которых средства можно будет снова задекларировать.
В Казахстане амнистия была проведена в 2001 году. По ней в течение 30 дней без всяких последствий можно было задекларировать спрятанные капиталы. В качестве гарантии от преследования были уничтожены все декларации о доходах и имуществе граждан с 1995 по 2000 год. Общий объем легализованных средств составил 480 млн. долларов, или около 12% от предположительно вывезенного.
Ну и что, спрашивают скептики, денег-то вернули мало. Но те же казахстанские 12% для России с ее 300 млрд. вывезенных долларов – это 36 млрд., или среднегодовой общий объем иностранных инвестиций за последние годы. Стоит ли игра свеч? Конечно, но кроме низких ставок необходимы независимо функционирующие судебные и фискальные институты. В противном случае ни доверия, ни денег действительно не будет. Странно, что Минфин при обсуждении амнистии не вспоминает о росте инфляции из-за внезапного притока средств. Впрочем, правильно делает – в мире после репатриации денег цены нигде не выросли. А ведь вернувшиеся средства – это тот же стабилизационный фонд. Только в отличие от всероссийской кубышки они не мертвые, а вполне живые.
Автор – доктор экономических наук, профессор Российского государственного социального университета