– Ольга, согласитесь, как-то странно, когда спортсмен уходит на пенсию в 16 лет, находясь при этом в расцвете сил и здоровья. Тем более что в той «золотой» олимпийской команде афинского образца вы были самой молодой...
– Действительно так рано по собственному желанию из спорта не уходят. В 16 лет у многих только начинается карьера. Но я попала в сборную уже в 12. Успела выиграть самые престижные звания, которые есть в художественной гимнастике. Словом, добилась в спорте всего, что хотела. Была у меня, конечно, мысль поехать еще и в Пекин, но подумала и решила попробовать себя в чем-то другом. В любом случае спорт – это не на всю жизнь. И рано или поздно пришлось бы уйти. Я ушла рано. Подгадала с таким прицелом, чтобы у меня было полгода на подготовку к поступлению в вуз. Сейчас оканчиваю 11-й класс...
– И куда собираетесь поступать?
– В МГУ. На какой факультет – пока говорить не буду. Скажем так, на гуманитарный.
– Случайно не в спортивные журналисты решили пойти?
– Нет. Спорт в моей жизни уже был. Хочу попробовать себя в иной области.
– Художественная гимнастика при всей ее изящности, тонкости и красоте достаточно тяжелый вид спорта. Сплошной зал, тренировки, полный аскетизм... Наверное, по-человечески надоедает жить в таком спартанском режиме?
– Конечно, не без этого. Если две четырехчасовые тренировки в день и так шесть раз в неделю. Зритель, который видит только соревнования, не догадывается, что за этим стоит. Усталость накапливается, и порой хочется все бросить... Но в то же время есть цель, которая не позволяет раскисать. Есть такое понятие, как команда. Нельзя ее подвести, сойти с дистанции на полпути. Поэтому борешься с собой, пересиливаешь... А потом, когда видишь, что зрителям нравится, когда сама получаешь удовольствие, понимаешь, есть для чего работать.
– Но в командной гимнастике в отличие от индивидуальной зрительские аплодисменты приходится делить на всех...
– Побеждать в команде не менее приятно, чем в одиночку. И может, даже более почетно. Вообще у нас другая психология. Отвечаешь не только за себя. Например, куда-нибудь не туда предмет кинешь – и ловить его уже придется другой гимнастке. Сама свою ошибку не исправишь. Вот так и учишься думать не только о себе, но и о тех, кто рядом.
– Что приятнее – медаль или аплодисменты?
– Аплодисменты – это награда за выступление, а медаль – за все труды, которые ему предшествовали.
– Все лавры достаются девушкам, которые в индивидуальных видах выступают. А между тем командные взаимодействия, если я правильно понимаю, требуют куда более основательной подготовки. Тренируетесь-то вы наверняка больше?
– Да, под одну гимнастку тренировочный процесс легче построить. Кому-то достаточно один час в зале работать, кому-то – пять, столько они и работают. В группе несколько человек необходимо привести к общему знаменателю. И если у кого-то не получается, тренируются все. А то, что девочки, выступающие в личном зачете, популярнее нас... Мы не завидуем их славе. Опять же потому, что работать и побеждать в команде – это особое удовольствие.
– Кстати, о тренировках. Недавно в Омске судили тренера по художественной гимнастике, которая издевалась над своей воспитанницей...
– Да, я слышала об этой истории. Но сама с такими тренерами никогда не встречалась. Меня никогда не били. Да, кричали, но это понятно – не всегда ведь воспринимаешь, что тебе говорят, можешь мимо ушей что-то пропустить. Тренеры у нас, учитывая, сколько времени мы проводим на сборах и соревнованиях, как вторые родители.
– Учиться легче, чем тренироваться?
– Физически, конечно. Хотя эти занятия трудно сравнивать. Мне нравится учиться.
– Учеба – это уже индивидуальный вид спорта, а не командный. Как ваши успехи? Вы отличница?
– До седьмого класса была. А потом, когда меня пригласили в сборную и я уехала в Москву, учебе меньше времени уделять стала. Четверки появились.
– Интересно, ваши нынешние учителя знают, что вы олимпийская чемпионка?
– Знают. Но я ничем не отличаюсь от обыкновенных учеников. Я же олимпийская чемпионка по художественной гимнастике, а не по математике. Вообще не приветствую, когда человек афиширует свои заслуги и давит авторитетом.