Только одними законами проблему распространения экстремизма и ксенофобии, конечно, не решить. При этом четкой позиции в решении этих вопросов на законодательном уровне пока не прослеживается. Но на фоне шквала националистических проявлений в России стало ясно, что дальше закрывать глаза на эту проблему нельзя. И предпринимаемые сейчас Госдумой шаги, безусловно, способствуют улучшению и оздоровлению ситуации в российском обществе. Но и само общество должно осознать свою ответственность за происходящее в стране. Вопрос о борьбе с нетерпимостью и экстремизмом был вынесен на пленарное заседание Общественной палаты в первую очередь именно для мобилизации общественного мнения. Прозвучавшие на заседании палаты призывы ужесточить наказания за преступления, совершаемые на почве национальной и расовой розни, безусловно, оправданны. Неотвратимость наказания, конечно, поможет снизить уровень насилия на этой почве. Хотя если мы не будем воспитывать в обществе терпимость к представителям иных национальностей и религий, то одними карательными мерами исправить положение не удастся. И у Общественной палаты есть все ресурсы для этой воспитательной работы.
Настораживает та мягкость, которую проявили суды присяжных при рассмотрении дел о нападении на синагогу в Москве или убийстве таджикской девочки в Санкт-Петербурге. Это говорит о том, что наше общество, а присяжные являются его частью, недооценивает опасность подобных преступлений. В результате их квалифицируют не как преступления против основ государства и общества, а как обычное хулиганство. Такой поверхностный взгляд на проблему может спровоцировать, и уже провоцирует, еще больший рост ксенофобии и экстремизма в стране. Если мы не будем правильно расставлять акценты, то переломить ситуацию нам не удастся. Повторюсь, любые акты насилия на почве национальной, расовой или религиозной неприязни необходимо расценивать как преступления против основ нашего государства и общества. Нельзя забывать, что мы живем в федеративном государстве, и соотношение этнического состава населения в разных регионах заметно отличается. Сравнить хотя бы регионы Центральной России и Северного Кавказа, Татарстана и Башкирии, Дальнего Востока и Урала.
Сегодня часто звучат обвинения, что мы чересчур болезненно относимся к преступлениям против граждан некоренных национальностей, якобы забывая о русских. Но надо понимать, что происходящее сегодня в центральных областях, где преобладает русское население, завтра может негативно отразиться в других местах, где иное этническое соотношение населения. Мы же не хотим спровоцировать, возможно, очень страшные последствия, которые могут произойти в южных регионах. Отдельные случаи насилия на основе расовой или этнической неприязни неизбежно приводят к противопоставлению одних групп населения другим. В результате мы даже можем дойти до противостояния целых субъектов РФ. Именно это может разрушить нашу страну, как это когда-то произошло с Советским Союзом. И этого допускать нельзя.