Posted 13 апреля 2006, 20:00

Published 13 апреля 2006, 20:00

Modified 8 марта, 02:27

Updated 8 марта, 02:27

Олег Скрипка

13 апреля 2006, 20:00
Лидер группы «Вопли Видоплясова» Олег СКРИПКА был одним из героев Майдана. Но текущую политическую ситуацию в Украине, особенно после прошедших недавно выборов в Верховную раду, оценивает критически. И не считает, что нынешние отношения между нашими странами можно назвать добрососедскими.

– Вы лично знакомы с российскими политиками, и если да, то какое они на вас производят впечатление?

– Мы сейчас более или менее начали у себя, в Украине, разбираться, что к чему, поэтому за событиями на российской политической сцене я как-то не слежу. Не до того. Пару раз Черномырдина видел по телевизору – на этом мое знакомство с российским политическим миром, пожалуй, и заканчивается.

– А сами вы как полагаете, что для Украины приоритет – курс на укрепление добрососедских отношений с братской Россией или интеграция в Европу?

– И украинцы, и россияне рассказывают о том, что у нас добрососедские отношения, а на самом деле все не так. Идет формирование неорусского этноса и украинского. К сожалению, самый примитивный способ для выявления характерных отличительных черт – это так называемое обнаружение врага. И сейчас в России формируется образ врага – бендеровцы, а в Украине – своего рода злостного москаля. Процесс этот сейчас неизбежен. При том, что декларируются добрососедские отношения, ни одна из стран шагов навстречу первой делать не будет. За исключением Партии регионов Януковича, которая декларирует сближение с Россией в своей пиар-кампании.

Кстати, мне кажется, что само существование у нас такой партии говорит о том, что в Украине сильны и влиятельны регионы, активно работают местные власти, чего, по-моему, нет в России. В Украине нет такой концентрации власти. С другой стороны, очень важен и принцип государственности – жесткого контроля над всем происходящим, который, судя по всему, взят на вооружение нынешним российским руководством.

– Олег, в России в последнее время многие популярные артисты вступают в партию власти, участвуют в агитационных акциях. Как вы оцениваете подобную тенденцию?

– Если ты не думаешь о политике, то она подумает о тебе. В любой момент за кем угодно может приехать «воронок» и увезти далеко, если будешь позволять себе что-то лишнее. Другой вопрос – как к этому относиться? Вот, например, поп-артисты – это очень алчные создания. Им удобно дружить с политиками – можно налупить кучу денег. Если ты с политиками доберешься до кормушки, то можно очень многого достичь.

Пиарщики в свое время просчитали, что музыкальные концерты очень эффективны, и они это используют. Но наши последние парламентские выборы показали, что, например, Партия регионов организовывала мало концертов и, как ни странно, выиграла. А например, партия «Вече» серьезно вложилась, устроила кучу концертов в свою поддержку, но провалилась. То есть уже на этих выборах в Верховную раду стало понятно, что «фишка» с раскруткой себя с помощью подручных творческих ресурсов не «прокатывает».

– А как вам кажется, где люди более раскованны и свободны: в Киеве или Москве?

– На самом деле столичная публика более интеллектуальная, ей нужно много времени, чтобы разогреться, раскачаться. Киев уже становится столицей. А в провинции совсем другое дело – именно то, что нужно артисту! Я уже давно заметил это, еще когда жил во Франции. Так что в этом плане между Киевом и Москвой нет отличий. А что касается уровня внутренней свободы, то тоже не вижу большой разницы.

– Поделитесь вашими ощущениями от жизни в стране победившей «оранжевой революции».

– Пока что у нас бардак – это всем видно и всем слышно. Исчезла целостность клана Кучмы, есть только его осколки – западноукраинский, донецкий. Они дерутся, разрывают страну, они и дальше будут ее рвать. И тут главное, чтобы знали меру.

В условиях политического и экономического бардака говорить о том, что у нас сформировалось демократическое общество, нельзя. Нельзя говорить и о том, что современная власть повернулась лицом к украинской культуре. Есть какие-то неуклюжие попытки что-то изменить. Пока они достаточно редко бывают удачными.

– Возможен ли, с вашей точки зрения, «оранжевый сценарий» в России?

– Невозможен, потому что сами государства отличаются очень сильно – разная стартовая точка. Играет роль и серьезная разница в менталитетах. Должно быть очевидно, что Россия – правопреемница Российской империи и Советского Союза. Это одна линия. А у нас в Украине только идет формирование государственности и этноса, поэтому ситуация нестабильная. СССР разбился на прозападные страны и на те, что тяготеют к Востоку. А Украина болтается на евразийском расколе: восток – к востоку, а запад – к западу. Два разных выбора и два разных менталитета. Это как осел с двумя головами. На прошлых выборах проголосовали тринадцать областей за Ющенко, девять – за Януковича. В этом году – то же самое.

СПРАВКА

Олег СКРИПКА родился в 1964 году в Таджикистане в семье украинских переселенцев. Вырос в Мурманской области. В 1986 году окончил Киевский политехнический институт. В том же году создал группу «Вопли Видоплясова». В 1987 году группа стала членом киевского рок-клуба, получила первую премию на киевском фестивале «Рок-парад», а также выпустила свой бессмертный хит «Танцы». В 1990 году группа совершила турне по Франции и Швейцарии. С 1991 по1996 гг. Олег Скрипка вместе с группой жил во Франции и активно гастролировал по стране. В 1996 году «Вопли Видоплясова» вернулись в Киев. На счету группы – около 10 альбомов. Также Олег Скрипка записал несколько сольных проектов.

Подпишитесь