Счета «Открытой России» в размере 5,5 млн. долл., размещенные в банке «Траст», были арестованы 16 марта в связи с постановлением районного суда, удовлетворившего ходатайство Генпрокуратуры. По мнению следствия, арестованные денежные средства, находящиеся на счетах организации, принадлежат осужденным – бывшему главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и главе МФО «МЕНАТЕП» Платону Лебедеву, а также прочим сотрудникам ЮКОСа и получены преступным путем. Как заявил прокурор Валерий Лахтин, срок следствия по основному делу Ходорковского и Лебедева, в рамках которого были арестованы счета «Открытой России», продлен до второго июня текущего года, поэтому решение Басманного суда следует считать законным и обоснованным. Как стало известно, дело по аресту счетов организации было присоединено к ранее возбужденному делу против Ходорковского, Лебедева и не установленных следствием лиц в части «легализация денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения им преступления».
Однако представители «Открытой России» утверждают, что денежные средства находились в собственности организации на законных основаниях и предназначались для финансирования гражданских образовательно-просветительских проектов более чем в сорока регионах России.
Нынешнее постановление Мосгорсуда, по сути, ставит крест на деятельности общественной организации. «Разумеется, это решение не было для нас неожиданным, – заявила «НИ» заместитель председателя правления «Открытой России» Ирина Ясина.– После постановления Басманного суда мы даже не надеялись на другой исход дела». По ее мнению, главной причиной активных действий прокуратуры против «Открытой России» является то, что у истоков организации стоял Михаил Ходорковский. Этой же версии придерживается председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая сообщила «НИ»: «Я считаю, что эти события связаны с желанием во что бы то ни стало уничтожить все, что когда-то было создано Ходорковским. А Мосгорсуд мало чем отличается от Басманного, поэтому его решение и не могло быть другим. Но я уверена, что «Открытая Россия» будет биться до конца и сможет найти способ продолжить свою деятельность». Однако в самой «Открытой России» настроены не столь оптимистично: в связи с мартовским постановлением суда организация и так переживала финансовые затруднения, а теперь руководство, скорее всего, будет вынуждено уволить всех сотрудников. Но это вовсе не означает, что в судебных тяжбах вокруг арестованных счетов поставлена точка: представители «Открытой России» намерены отстаивать свои права в Конституционном суде РФ и в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.