Posted 12 апреля 2006, 20:00

Published 12 апреля 2006, 20:00

Modified 8 марта, 09:10

Updated 8 марта, 09:10

Урановый козырь

12 апреля 2006, 20:00
Во вторник вечером президент Иранской исламской республики Махмуд Ахмадинежад, выступая по национальному телевидению, заявил, что ученым страны удалось произвести низкообогащенный уран. По его словам, таким образом «Иран присоединился к сообществу стран, обладающих ядерными технологиями». Это сенсационное заявление об

Заявление иранского лидера стало полной неожиданностью. До него еще сохранялись надежды на то, что генеральному директору Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммеду аль-Барадеи, который вчера отправился в Тегеран для переговоров по ядерной проблематике, удастся убедить иранское руководство отказаться от обогащения урана или хотя бы отсрочить этот процесс. Но теперь миссия аль-Барадеи оказалась явно невыполнимой.

Накануне его приезда влиятельный политик, экс-президент Ирана Али Акбар Хашеми-Рафсанджани заявил, что «когда аль-Барадеи прибудет в Иран, то он увидит, что ситуация в корне изменилась». Так, чем ближе 28 апреля, когда истекают 30 дней, предоставленные Советом Безопасности ООН для приостановки иранской программы обогащения урана, тем чаще Тегеран делает громкие заявления об успехах своих военных. По большому счету Иран уже вступил в войну с Западом, и прежде всего с США. В войну психологическую, последним «залпом» которой и стало самопровозглашение страны новой ядерной державой.

Как сообщил глава Организации по атомной энергии ИРИ Голямреза Агазаде, иранским ученым удалось обогатить уран до уровня 3,5% содержания изотопа урана-235, ниже уровня которого уран считается малообогащенным. Правда, при этом он уточнил, что пока речь идет об исследовательских масштабах процесса обогащения. Но тем не менее президент Ахмадинежад обратился к Западу с требованием «уважать право Ирана на мирную ядерную энергетику». Причем, по словам иранского лидера, Тегеран твердо намерен создать полный ядерный цикл, против чего выступает ООН.

Между тем Вашингтон призвал не придавать большого значения последнему заявлению Ахмадинежада. Вчера официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак заявил, что объявленная Ираном степень обогащения урана недостаточна для изготовления ядерного оружия. Как сказал Маккормак, иранцы «объявили о том, что они обогатили уран до уровня в 3,5%, но для изготовления ядерного оружия требуется намного больший уровень обогащения урана». Напомним, что для создания ядерной бомбы требуется 80–90% урана-235 в смеси, а 3,5% достаточно лишь для работы реактора АЭС. В то же время г-н Маккормак отметил, что администрация США считает заявление Ахмадинежада «еще одним шагом иранского режима по игнорированию международного сообщества». Таким образом, Вашингтон получил очередной повод для решения иранской проблемы военным путем.

Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока:
– Иранское руководство не ведет себя алогично в стремлении обладать мирным и военным атомом. Иран хочет стать региональной атомной сверхдержавой, то есть идет дорогой, которую однажды прошли Индия, Пакистан, Китай. Это нормально. Что касается непосредственно вооружений – период от полного ядерного цикла до ядерного оружия составляет от года до полутора. И сейчас весь вопрос вот в чем: нынешние заявления президента Ахмадинежада – блеф или отчет? Современный Тегеран никому не позволит повлиять ни на развитие своей ядерной программы, ни на свое поведение на внешнеполитической арене вообще. Образно выражаясь, «главные нити» региональной политики сейчас находятся в руках Ирана, так как он выступает инициатором и в плане резких антиизраильских демаршей, и в плане конструирования общей ближневосточной обстановки. Российская позиция – позиция страны, которая имеет хорошие соседские и торговые отношения с иранцами, но не заинтересована в том, чтобы у Исламской Республики появилось ядерное оружие. Вспомним: при Хрущеве наши отношения с Китаем охладились после того, как Пекин завладел военным атомом. Теперешняя позиция Москвы тем и хороша, что она сбалансирована.

Владимир СОТНИКОВ, научный сотрудник Института востоковедения РАН, экперт по ядерному нераспространению:
– На мой взгляд, Тегеран продолжает вести провокационную линию поведения. Президент Ахмадинеджад сознательно взвинчивает ситуацию. Причем иранское правительство то рассуждает о стремлении соблюдать международные «ядерные» нормы и постановления, то объявляет о противоположном. Словом, Тегеран рискует напороться на санкции. Позиция России, предпочитающей быть посредником между Ираном и Западом, довольно взвешена. Другое дело, как поведет себя российский МИД после окончания 30-дневного срока, отведенного Совбезом ООН на прекращение иранских урановых разработок. Если Тегеран вновь уклонится от соблюдения решений СБ ООН, то положение России усложнится. Придется вести «борьбу» за Иран в ООН, и трудно сказать сейчас, будет ли эта «борьба» перспективной. Думаю, пока рано говорить о силовом решении вопроса. А информация о якобы планирующемся применении Америкой тактического ядерного оружия – элемент информационной войны. Полагаю, в ближайшие два–три месяца ситуация будет находиться в подвешенном состоянии.

Беседовал Денис КОЛЧИН

Подпишитесь