Posted 12 апреля 2006, 20:00

Published 12 апреля 2006, 20:00

Modified 8 марта, 02:27

Updated 8 марта, 02:27

Последний звонок

12 апреля 2006, 20:00
Ежегодно на дорогах столицы гибнут в общей сложности учащиеся целого класса и травмируется школа в полном составе с первого по 11 класс. Причем количество попавших под машину детей постоянно растет. Этой теме были посвящены проведенные на днях переговоры между ГИБДД и столичным Департаментом образования. Чиновники дого

В 2005 году в Москве под колесами автомобилей погибли 28 подростков, а более 1,3 тысяч получили ранения. Такие данные привел начальник столичного Управления ГИБДД Сергей Казанцев. Количество ДТП с участием детей по сравнению с предыдущим годом увеличилось почти в 1,5 раза. Автоинспекторы вынуждены были признать, что методы профилактики детского травматизма необходимо усовершенствовать. Этому и была посвящена совместная коллегия ГИБДД и Департамента образования Москвы.

Главная проблема, по мнению автоинспекторов, – минимальное количество часов, выделяемых для курса правил дорожного движения в школах. «Основы ПДД преподаются в начальных классах только в рамках курса знаний об окружающем мире, а в старших – исключительно на уроке «Основы безопасной жизнедеятельности», – рассказала «Новым Известиям» начальник отдела пропаганды ГИБДД Москвы Марина Васильева. – Мы считаем, что этого недостаточно. Дети, живущие в мегаполисе, обязаны уметь ориентироваться на дорогах, а если они попали в трудную ситуацию, должны уметь правильно из нее выходить».

Родители-нарушители

Размышляя, как бы научить детей правильно вести себя на дорогах, чиновники не рассчитывают на родителей. «Как ни странно, во время большинства ДТП с участием детей рядом с ними находятся родители, – рассказал «НИ» пресс-секретарь Департамента образования столицы Александр Гаврилов. – Придется думать, как бы и родителей научить правилам дорожного движения. Скорее всего, школам будет рекомендовано вести разъяснительную работу с мамами и папами учеников».

Родители действительно зачастую полагаются на учителей в вопросах ПДД. «Я своей дочери ничего не объясняла, ей все учителя рассказывали, – отмахнулась от корреспондента «НИ» москвичка Наталья Тимофеева. – Она ездит со мной на машине и знает про дорогу гораздо больше своих сверстников – не только пешеходные, но и автомобильные знаки. Ну иногда у меня спрашивает что-нибудь». А многодетного отца Алексея Памфилова вопрос «НИ» вообще привел в замешательство: «Я даже как-то и не задумывался над этим, – заметил г-н Памфилов. – Когда дети были совсем маленькими, я, кажется, говорил, что, переходя улицу, нужно смотреть налево, потом направо. А сейчас я даже с ужасом вспоминаю, что, провожая малышей в школу, несколько раз перебегал проезжую часть на красный свет».

Учителей – за парту

В итоге решено было сделать основную ставку на школу. Прежде всего представители ГИБДД предложили Департаменту образования увеличить количество часов в классах, выделенных на обучение ПДД. Впрочем, этот вариант давно был бы принят на вооружение, если бы не одна проблема. Путем проб и ошибок выяснилось, что инспекторы ГИБДД не умеют преподавать, а учителя не совсем хорошо знают правила дорожного движения. «Нет, наших инспекторов дети всегда хорошо принимали, – добавляет Марина Васильева. – Но их лекции носят сухой, правовой характер. Они не могут, как преподаватели, раскрыть предмет, донести его до детей. Поэтому на совместной коллегии с Департаментом образования было решено обучать учителей правилам дорожного движения, чтобы они передавали знания школьникам. Преподаватели ОБЖ пройдут дополнительные курсы в Институте открытого образования, а методистам и преподавателям института о ПДД расскажут наши инспектора».

Дорожные инспекторы не в силах противостоять невежеству пешеходов.
Фото: АП

Сотрудники ГИБДД надеются, что уже будущей осенью в московских школах состоятся первые уроки правил безопасности дорожного движения. По мнению автоинспекторов, ученики сами заинтересованы в том, чтобы новые уроки начались как можно скорее. «Автопарк столицы уже достиг отметки в 3,2 миллиона, и большинство маленьких москвичей живут с уверенностью, что, когда они вырастут, они будут водить машину, – говорит Марина Васильева. – А значит, знания ПДД им будут просто необходимы».

Светофор для дальтоника

Однако никакая теория не сможет заменить практические знания, а их как раз не хватает. Детские сады и школы, где есть сейчас специальные площадки с «зеброй», перекрестками и разными дорожными знаками, можно пересчитать по пальцам, а нужно, чтобы они были повсеместно.

«Тогда бы учитель выводил детей во двор и там на практике показывал им, что считается пешеходным переходом и как по нему правильно ходить», – поясняет Марина Васильева. «Это долгосрочный план, – сообщил «НИ» пресс-секретарь столичного Департамента образования Александр Гаврилов. – Сначала такие площадки появятся не во всех школах. Где именно – будет определено позже».

Зато уже с апреля школы по просьбе ГИБДД будут бороться с распространителями справочников по правилам дорожного движения. «Очень часто в такие брошюры закрадываются ошибки, а мы не можем контролировать их содержание, – говорит Александр Гаврилов. – Поэтому было решено не допускать на территорию школ не согласованную с Департаментом образования литературу». Впрочем, у ГИБДД претензии есть не только к справочной литературе сомнительного происхождения. Зачастую и в новеньких учебниках появляются ошибки или неправильная трактовка правил. Сотрудники Госавтоинспекции вспоминают, как в одной книге были перепутаны цвета светофора – красный свет находился внизу, а зеленый – наверху, а в другой указывалось, что желтый сигнал светофора – разрешающий, хотя на самом деле это запрещающий сигнал.

В целом одобряя идею чиновников, директора школ видят массу проблем в ее практической реализации. «Надо, чтобы учитель знал ПДД не на уровне автовладельца, а как пешеход, – считает директор московской школы №57 Сергей Менделевич. – Возле нашего здания есть очень опасный пешеходный переход. Чтобы уберечь наших учеников, мы вынуждены были объявить, что те школьники, которые перейдут улицу на красный свет, будут отчисляться. Идея чиновников поможет решить проблему более гуманными мерами. Только вот загвоздка в том, что времени для прохождения курса ПДД у педагогов фактически нет. Видимо, придется применять жесткие меры, чтобы заставить преподавателей учиться».

Сомнения вызывает и эффективность подобных занятий. Дело в том, что преподаватели ОБЖ в большинстве своем бывшие военные, и смогут ли они преподавать лучше, чем автоинспекторы – вопрос.

«Это же от персоналий зависит! Если учитель любит свой предмет, он детям будет интересно рассказывать про ПДД, – говорит директор столичной гимназии №1567 Татьяна Ромашина. – А если давать знания сухо, скучно, то дети все равно не запомнят ничего. Нужно подключать компьютерные технологии – сделать интерактивную игру с правилами дорожного движения».

Чтобы предотвратить детский травматизм на дорогах, нужны комплексные меры, а не только обучение детей правилам дорожного движения. В этом уверены опрошенные «НИ» родители. «Я считаю, что нужно делать пешеходные переходы там, где ходят дети, в местах, так сказать, их троп, – уверен москвич Андрей Макаров. – Кроме того, рядом с уже существующими пешеходными переходами, и особенно рядом с нерегулируемыми, нужно вырубить кусты и деревья. Это позволит автомобилистам заметить маленького ребенка, приготовившегося перебежать дорогу. Вблизи школ можно установить лежачих полицейских или замостить проезжую часть булыжником. Тогда лихачи быстро сбросят скорость».

Газета «Новые Известия» готова поддержать усилия сотрудников ГИБДД и педагогов по спасению детей на дорогах и возобновляет «Операцию «Зебра». Подробности – в ближайших номерах газеты.

«ПЕШЕХОД» – ЭТО ЗВУЧИТ В ГЕРМАНИИ ГОРДО, НО ОТВЕТСТВЕННО

Перед началом занятий и некоторое время после уроков на самых оживленных перекрестках всех городов ФРГ дежурят женщины в ярко желтых светоотражающих накидках с красной полосой. За 400 евро в месяц они работают светофорами, контролируя поведение детей на улицах с насыщенным транспортным потоком. Впрочем, малыши и сами знают, как вести себя на дороге. С яслей им начинают вдалбливать правила ПДД. Если кто-то и перебегает в Германии на красный свет, то это наверняка или туристы из Восточной Европы, или переселенцы из стран Азии. Достаточно вспомнить пример с украинским подростком, родители которого переехали на постоянное место жительства в ФРГ. Пересекая франкфуртскую Мозельштрассе на запрещающий знак светофора, мальчуган буквально налетел на авто, сломал себе ногу, получил сотрясение мозга и разбил головой ветровое стекло новенького лимузина. Немецкая «комиссия по делам несовершеннолетних» взяла украинцев на особый учет за «халатное отношение» к воспитанию ребенка. Ну, а полицейские предъявили штрафную квитанцию за игнорирование светофора и обязали как нарушителя, так и его родителей пройти принудительный курс изучения правил, без знания которых пешеходу на германских улицах лучше не показываться.

Сергей ЗОЛОВКИН, Франкфурт-на-Майне

КВН ПРО ПДД

За первые три месяца нынешнего года на Украине по вине детей произошло 250 дорожно-транспортных происшествий. В них пострадали 228 ребят: 11 школьников погибли, а 242 малолетних нарушителя получили травмы. Однако, как заявил «НИ» начальник департамента информации дорожной автоинспекции Украины Геннадий Гребнев, в последнее время наблюдается тенденция к снижению этих показателей. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество потерпевших детей уменьшилось на 4%. Эта заслуга целиком приписывается многочисленным программам по безопасности дорожного движения. Это и традиционные уроки по правилам дорожного движения в школах, и викторины «Внимание – дети!» и многое другое. 21 апреля на Украине будут подводиться итоги конкурса детского рисунка «Безопасность дорожного движения – это жизнь!». Геннадий Гребнев рассказал, что они получили больше 6 тысяч детских работ и постараются наградить максимально возможное количество малышей. Призы самые разные. От велосипедов до музыкальных центров. Ну а больше всего пришлось по вкусу школьникам общенациональные первенство «Клуба веселых и находчивых» на тему правил дорожного движения. Ребята создавали в каждом классе свою команду, затем победители школ выходили на район и так далее. А финал КВН состоится летом в Артеке.

Яна СЕРГЕЕВА, Киев

СМЕРТНОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 24 ЛЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
(чел. на 100 тыс. человек населения)


Греция - 4,9
Литва - 4,9
РОССИЯ - 4,7
США - 4,5
Франция - 3,9
Германия - 2,8
Израиль - 2,7
Италия - 2,5
Швейцария - 1,8
Великобритания - 1,7
Азербайджан - 1,6
Швеция - 1,6
Испания - 1,2

По данным UN Economic Commission for Europe.

Подпишитесь