Паром, как установила комиссия, во время шторма шел с повышенной скоростью, носом на волну. В результате сорвало визир (устройство, запиравшее выход на автомобильную палубу), вода хлынула внутрь, судно перевернулось и затонуло.
Однако еще два года назад настоящей «бомбой» стало признание шведского таможенника: он лично видел, как на «Эстонии» за две недели до аварии перевозились военные материалы советского производства. Эти грузы по распоряжению начальства шли без досмотра, а о получателе можно было лишь догадываться. Подозрения в «спланированном» характере катастрофы усилились после того, как стало известно, что к моменту ожидаемого прихода «Эстонии» в Стокгольм 28 сентября 1994 года в столичный аэропорт «Арланда» прилетели два американских самолета без грузов или пассажиров на борту.
В марте прошлого года правительство Эстонии назначило собственное расследование этой драмы. Ведь на карте стоял престиж страны, обвиненной в плохом содержании флагмана национального флота и низкой квалификации экипажа. В итоге, пытаясь выяснить, есть ли основания утверждать, что носовой визир оторвался из-за ударов волн, а не был сорван взрывом, как уверяли независимые эксперты, дознаватели из Таллина поставили под сомнение выводы первоначального расследования.
Эстонские специалисты утверждают, что первая комиссия оставила без внимания сообщение водолаза, обнаружившего по правому борту пробоину со следами взрыва. Эта пробоина, зафиксированная на видеопленке, имела около четырех метров в высоту и пересекала ватерлинию. Эстонская комиссия обратилась к шведским властям с просьбой допросить этого водолаза и еще трех участников погружения, но получила отказ.
Кроме того, выявились факты сокрытия комиссией времени нахождения визира. Ранее утверждалось, что визир, сорванный штормом, лежал на дне в нескольких километрах от парома, и на его поиски потребовалось почти две недели. В официальном отчете сказано, что эта часть корабля была найдена 18 октября 1994 года. Эстонская комиссия получила в свое распоряжение текст факса, в котором зафиксировано, что визир был обнаружен 10 октября. Этот документ член международной комиссии финн Туомо Карппинен отправил своему шведскому коллеге. Карппинен отказался комментировать странный факт, разрушающий основной тезис комиссии о том, что визир был сорван от шторма во время движения судна.
Шведские парламентарии из так называемой группы «Эстония», требующие нового расследования, уверяют, что на самом деле визир лежал рядом с паромом. «Поиски» его были организованы для того, чтобы выиграть время и извлечь некий важный военный груз с автомобильной палубы. В распоряжении группы «Эстония» есть видеопленки, доказывающие, что визир был срезан уже на дне, чтобы подтвердить выводы международной комиссии.
Эстонцы в своем новом докладе сообщают, что официальный Стокгольм всячески препятствовал их работе, не давая разрешения на встречу с ключевыми свидетелями и участниками подводных работ.
«Пока мы не получили удовлетворительных ответов от международной комиссии, мы не можем исключать других причин гибели «Эстонии», чем та, что содержится в выводах официального расследования», – заявил генеральный прокурор Эстонии Магнус Курм, возглавлявший эстонское расследование.
Шведские парламентарии из группы «Эстония» приветствуют требование Таллина о новом созыве трехсторонней комиссии в качестве способа привлечь общественное внимание к этой трагедии, однако считают, что правительственные эксперты себя уже дискредитировали. Необходима независимая комиссия, набранная из представителей незаинтересованных стран.
Однако Стокгольм уже продемонстрировал, что не готов к возобновлению расследования даже в правительственной режиссуре. Шведский парламент отклонил требование группы «Эстония» о проведении депутатского расследования гибели парома.
Шансов почти не осталось