Борис Грызлов особо отметил, что ВТО для России не самоцель. В тот же день президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин сделал похожее заявление. По его мнению, нам удастся отстоять запрет на открытие филиалов иностранных банков. «Эту позицию сдавать не нужно. Иностранные банки не имеют никаких сложностей в работе на российском рынке через дочерние структуры. Запрет филиалов не является реальным ограничением на присутствие иностранных банков в России», – отметил он. Для г-на Шохина это проблема «политического торга». А в случае, если страна пойдет на уступки в вопросе о филиалах, это поставит под вопрос те договоренности, которые уже достигнуты с другими странами. Вместе с тем глава РССП признал, что «проблема банков – это проблема присоединения к ВТО в целом».
Свой взгляд на проблему изложил вчера и главный российский переговорщик по ВТО Максим Медведков. Он по-прежнему рассчитывает завершить все двусторонние переговоры в течение двух ближайших месяцев. На данный момент осталось договориться лишь с США, Колумбией и Австралией. Кроме того, неопределенная ситуация остается с Молдавией в свете последних запретов на импортируемое из этой страны вино. Чиновник подчеркнул, что «за скорость присоединения дополнительную плату Россия вносить не будет», поскольку она «уже много сделала за последние годы, и билет в ВТО уже существенно оплачен».
Все эти заявления весьма схожи по тональности: в ВТО мы хотим, но понимаем, что можем туда и не попасть. При этом терять лицо не будем, потому что очень не хочется. Как рассказал «НИ» председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов, позиция чиновников, конечно, важна, но она не вполне отражает истинный расклад сил. «Надо помнить, что мы не единственная сторона, заинтересованная во вступлении в ВТО. Основные наши торговые партнеры не меньше нас заинтересованы в том, чтобы такой мощный игрок, как Россия, был в этой организации. Ведь 94% торгового оборота проходит под ее эгидой», – отметил он. По мнению депутата, кроме банковской проблемы, есть и другие пункты разногласий, по которым в любой момент могут возникнуть дополнительные сложности: например, сельскохозяйственный рынок, космос, авиапром, санитарная защита. «Американцы на нас дуются за то, что мы барьеры выставляем», – уточнил г-н Драганов. По его мнению, в переговорах «произошел некий разворот», и все теперь «в конечном итоге зависит от американцев». «Но и от нас тоже», – добавил напоследок депутат, видимо, не желающий, как и наши переговорщики, терять лицо.