Духовные лидеры российских иудеев обратились к верующим с поздравлениями в честь праздника Песах - праздник весны и свободы.
"Говоря об уроках Песаха, мы должны помнить, что этот праздник в первую очередь обращен в будущее, на наших детей", - говорится в послании главного раввина России Берла Лазара.
Он пожелал верующим, чтобы "один из важнейших праздников еврейства", "праздник нашего избавления стал радостью не только для нас, но и для всех еврейских детей в мире, которые соберутся в этот день за столом седера", передает издание Yoki.ru.
Другой главный раввин страны Адольф Шаевич в обращении к иудеям напомнил, что важнейшие принципы еврейского религиозного и этического учения базируются "на уроках, извлеченных из опыта египетского рабства, чудесного освобождения" народа Израиля.
Песах - восьмидневный праздник весны и свободы начинается сегодня с заходом солнца. Он отмечается каждый год в честь освобождения евреев из Египта. Дата каждый год разная - в марте или апреле, он начинается на кануне 15 дня Нисана по еврейскому лунному календарю.
На протяжении всех дней Песаха, Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное (хамец). Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают продуктов из пшеницы, ржи и овса, бобовых, перловку, кукурузу, горошек, просо и горчицу, так как эти продукты могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены. Единственный хлеб, разрешенный в Песах - маца - это пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода из Египта. Иногда мацу растирают в порошок - получается подобие муки, которую используют для выпечки или для изготовления клецек для супов. От всех квасных продуктов избавляются до наступления песаха, также заранее убираются в доме, особенно на кухне.
Законы пасхального кашрута требуют, чтобы никакие частицы хамец (квасного) не попали в пищу во время праздника. Для этого посуда, чтобы быть пригодной для использования, должна быть либо новой или особо пасхальной, никогда не использованной в течение года, либо обработанной в соответствии с правилами пасхального кашрута. Поэтому многие держат дома два набора посуды, столовых приборов и тарелок. На всех покупных блюдах ставится обозначение "кошерное для песаха".
В центре празднования - пасхальный седер. В эту ночь вся семья с гостями собираются вокруг стола, чтобы читать пасхальное повествование (Агада), повествующее об Исходе из Египта и последовавших за этим событиях. На стол ставят лучшую посуду и серебро, ставят свечи, кошерное вино и три больших куска мацы. Перед главой дома ставят блюдо-кеара. На тарелку кладут следующие продукты:
1) зроа - запеченная косточка ягненка, представляющая пасхальное жертвоприношение
2) бейца - печеное яйцо, символизирующее скорбь по разрушенному храму в Иерусалиме
3) марор - горькие травы (обычно используют свежий хрен или листья салата, хотя они и не травы), которые означают оставшуюся горечь после страданий испытанных в рабстве
4) харосет - смесь порезанных яблок, орехов, корицы и вина, представляющая глину, использованную евреями для строительства египетских монументов.
5) карпас - петрушка, сельдерей или зеленый салат, символизирующий скудное питание в Египте. Его окунают в соленую воду, как напоминание о пролитых слезах
6) специально украшенный кубок для пророка Элияха.
Во время седера евреи проходят через 5 мицвот (обязательных этапов). Первый - съесть мацу, второй - выпить 4 чаши вина, третий - съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый - чтение Агады, а пятый - чтение хвалебных псалмов. В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш и запеченное мясо.