Posted 11 апреля 2006, 20:00

Published 11 апреля 2006, 20:00

Modified 8 марта, 09:10

Updated 8 марта, 09:10

База террористов

11 апреля 2006, 20:00
В Чечне пропали водитель местного офиса правозащитной организации комитета «Гражданское содействие» Булат Чилаев и местный житель Аслан Исраилов. По данным правозащитников, с начала этого года в республике уже похищены 45 человек. Чеченские власти считают, что цифры завышены, однако признают серьезность проблемы. По мн

По данным представителей правозащитной организации «Мемориал», которая сотрудничает с комитетом «Гражданское содействие», 9 апреля водитель комитета Булат Чилаев и местный житель Аслан Исраилов были задержаны при выезде из села Серноводск «сотрудниками неустановленных силовых структур и увезены в неизвестном направлении». Комитет «Гражданское содействие» работает в Чечне с осени 1999 года и оказывает гуманитарную, медицинскую и юридическую помощь беженцам. Как рассказали «НИ» в правозащитной организации «Мемориал», правозащитников в Чечне похищают редко, когда это происходит, то это – «настоящее ЧП». В чеченских силовых структурах, куда обратилась председатель комитета Светлана Ганнушкина, утверждают, что их сотрудники не задерживали Исраилова и Чилаева. Но, как утверждают правозащитники, 9 апреля в Серноводске проводилась масштабная спецоперация силовых структур.

По данным «Мемориала», в 2005 году на территории Чечни были похищены 317 жителей. Из них 153 пропали без вести, еще 126 человек были освобождены, 23 найдены убитыми, 15 находятся под следствием. А вчера представитель «Мемориала» Дмитрий Грушкин привел данные за 2006 год: с начала года были убиты 30 жителей республики, а похищены 45 человек. «Из этого числа 21 человек был освобожден, трое найдены убитыми, 13 человек пропали без вести. Еще восемь человек, считавшиеся похищенными, в настоящее время находятся под следствием», – сказал правозащитник. При этом он подчеркнул, что «Мемориал» ведет мониторинг ситуации с правами человека не на всей территории Чечни, и реальное число преступлений может быть больше. Правозащитники также утверждают, что за время второй чеченской кампании, начавшейся в 1999 году, на территории республики были похищены от 3 до 5 тысяч человек. Однако в Грозном полагают, что сведения о похищениях людей в Чечне, которые приводят правозащитники, завышены. Президент Чечни Алу Алханов накануне на встрече с делегацией ООН заявил: «К сожалению, проблема похищения людей полностью не решена, но зарегистрированные факты похищений снизились многократно». По информации президента республики, с начала года в Чечне похищены 14 жителей. В приемной главы МВД республики Руслана Алханова корреспонденту «НИ» сообщили, что в настоящее время тенденции к увеличению пропажи людей в Чечне нет. «Эта проблема как была, так и осталась, но, даже если один человек пропал, для нас это проблема». Однако привести точные данные пропавших в этом году там затруднились.

Свое решение проблемы вчера предложил премьер республики Рамзан Кадыров. Он считает, что в поисках похищенных и пропавших без вести людей необходимо задействовать офицерский состав Министерства обороны РФ, Внутренних войск республиканского МВД и общественные организации республики. «Мы имеем дело с «чеченизацией» конфликта, – говорит «НИ» сотрудник правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов. – Полномочия передаются чеченским властным структурам, в том числе и силовым, сформированным из этнических чеченцев. То есть поиском сепаратистов занимаются структуры, сформированные из местных жителей: они знают всех людей, живущих там. Они оказывают давление на боевиков, принуждая сдаться, через их родственников». По мнению правозащитника в чем-то это принесло успехи. Но в то же время г-н Черкасов предупреждает об опасности в случае, если ситуация в республике с похищениями людей меняться не будет. «Эта система, в которой исчезли тысячи человек, она в значительной степени породила тот террор, который продолжается на Северном Кавказе, – утверждает правозащитник. – Родственники исчезнувших представляют для организаторов террора мобилизационную базу. Легче человеку объяснить необходимость участия в терроре, если у него есть мотив личной мести. Среди участников терактов в Беслане и «Норд-Осте» были как раз такие люди. В результате получается самовоспроизводящаяся система, когда так называемый контртеррор порождает новую волну террора».

При этом побывавшие в плену люди, по словам правозащитника, не горят желанием поделиться информацией с кем-либо: ни с прокуратурой, ни с его коллегами. «Поэтому получается, что, по официальным данным, исчезнувших в этом году не много», – говорит г-н Черкасов.

Стоит заметить, что в апреле прошлого года Алу Алханов на одной из своих пресс-конференций заявил, что «примерно к 5–10% случаев пропажи людей в Чечне причастны федеральные силы».

В свою очередь, премьер Рамзан Кадыров считает, что не все из пропавших без вести в действительности являются таковыми. «Среди числящихся похищенными есть и те, которые ушли в горы или по поддельным паспортам уехали за границу», – полагает он. – Родственники этих людей специально подают заявление в правоохранительные органы с целью сокрыть их».

Подпишитесь