Posted 9 апреля 2006, 20:00
Published 9 апреля 2006, 20:00
Modified 8 марта, 09:11
Updated 8 марта, 09:11
Автор доклада, директор Центра этнополитических и религиозных исследований Владимир Мукомель сразу же отметил, что одной из главных проблем России сегодня является нехватка рабочих рук. До этого года, по его словам, процесс уменьшения трудоспособного населения страны смягчался благоприятной возрастной структурой населения. Но уже в 2007 году численность россиян трудоспособного возраста сократится примерно на 300 тыс. человек. В 2008-м – на 600 тыс. человек. А через десятилетие в России ежегодно будет выбывать более миллиона человек трудоспособного возраста. «Очевидно, что даже если сегодня все женщины России вдруг начнут рожать, то эти дети достигнут трудоспособного возраста лишь к 2025 году, – заявил автор доклада. – Эту нехватку трудовых резервов можно компенсировать только за счет трудовых мигрантов».
По мнению председателя исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидии Графовой, миграционная политика в России сегодня есть лишь на словах. Она напомнила, что еще 17 марта прошлого года на заседании Совета безопасности России существовавшая ранее политика по отношению к мигрантам фактически была признана ошибочной. «И президент год назад призвал повернуть эту политику в сторону привлечения мигрантов, – сказала г-жа Графова. – Год прошел, но кроме разговоров почти ничего не сделано. Мне жутко неприятно повторять слова Сталина, но иначе как вредительством это и не назовешь. Совбез, на котором президент выступил с очень резкой речью, наметил рекомендации и почти все они – провалены». Лидия Графова сообщила, что за прошедший год проект концепции миграционной политики был дважды отвергнут правительством. «Причина в том, что он составлялся в МВД, где не умеют говорить иначе, как на полицейском языке, – заявила г-жа Графова. – Сейчас эту концепцию в третий раз пишут те же самые люди».
Со своей стороны член Общественной палаты, заслуженный юрист РФ Гасан Мирзоев сказал о необходимости общественного контроля за миграционной политикой России. Общественность, по его словам, должна участвовать в работе над правовыми актами в этой области уже на стадии их разработки. Отдельно он отметил практически полную правовую незащищенность мигрантов в России. Для защиты мигрантов он предложил инициировать создание в регионах специальных адвокатских образований, специализирующихся в этой области. Такая практика широко распространена во многих странах, например, в США.
О своем видении миграционных проблем рассказал и член Общественной палаты Мавлит Бажаев. Он был вынужден констатировать тот факт, что сегодня в России вообще нет какой-либо осознанной миграционной политики. А те миграционные потоки, которые мы наблюдаем, имеют самопроизвольный характер.
Председатель подкомиссии Общественной палаты по проблемам борьбы с ксенофобией, национализмом и экстремизмом Мавлит БАЖАЕВ
– Я хотел бы обратить внимание на некоторые цифры. До 1990 года в России проживали 150 млн. человек. После того, как начался массовый исход русскоязычного населения из стран Балтии, Средней Азии и Закавказья, по разным оценкам, в Россию прибыло от 5 до 6 млн. наших соотечественников. Сегодня в стране проживает 141 млн. человек. То есть получается, что за 15 лет мы потеряли почти 15 млн. населения! Вместе с тем даже те 150 млн., которые были в стране до 90-го года, не покрывали наши потребности в рабочей силе. Решать проблему нехватки рабочих рук нужно, не только привлекая мигрантов извне, но и правильно перераспределяя трудовые ресурсы внутри страны. Непонятно, почему сегодня государство совершенно не учитывает проблему переизбытка населения на Северном Кавказе, где в некоторых регионах безработица достигает 80%. А ведь рост экстремизма и терроризма в этих регионах в основном связан именно с незанятостью населения, его молодой и наиболее активной части. А ведь можно обратиться к советскому опыту, когда реализовывались большие государственные проекты: развитие Нечерноземья, поднятие целины, восстановление Ташкента, строительство БАМа. Туда привлекалось незанятое молодое население со всех концов страны, возникали огромные интернациональные коллективы. Сейчас этот опыт почему-то не учитывается. Кроме того, мы даже не проводим селекцию мигрантов по профессиональному признаку, как делают многие государства. Мы же должны понимать, для чего едет в Россию тот или иной человек. Необходимо привлекать людей нужных для страны профессий и, наоборот, ограничивать въезд специалистов, которых у нас и так в избытке. А у нас зачастую получается, что приезжие начинают конкурировать с местным населением. Все эти вопросы должны решаться в рамках сбалансированной миграционной политики. Известно, что там, где государство недорабатывает, образующийся правовой вакуум тут же заполняют теневые структуры, что в свою очередь приводит к криминализации миграционных процессов.