– Я читала ваши интервью, мы общались лично, и я знаю, что вы очень серьезно относитесь к кино, как к виду искусства, и что человек вы – умный и глубокий. Почему режиссеры предлагают вам роли, не соответствующие вашему потенциалу?
– Есть несколько причин. Основная, что я – заложник определенного образа. Есть шлейф, который, как мне кажется, мешает режиссерам разглядеть во мне что-то новое, иное. И вообще, это отдельная работа для режиссера – менять сложившийся актерский образ. Парадокс – чем ярче ты сыграешь роль, тем сложнее тебе потом сосуществовать с этим ярким образом в профессии. Например, Александр Демьяненко, который на всю жизнь остался Шуриком, хотя – блистательный был актер! Или Михаил Боярский, которого я считаю большим и серьезным артистом, а шлейф Д’Артаньяна тянется за ним до сих пор. Иногда, «попасть в десятку» – это и счастье, и беда. За успех яркого образа потом приходится расплачиваться всю актерскую жизнь.
Я спокойно к этому отношусь. Мне есть, что делать. У меня были уже, слава богу, звездные роли – те же «Гардемарины», «Зеленый фургон», «Розыгрыш». И профессия наша, как мне кажется, «накопительного действия» – время идет, меняется, и я меняюсь, и наступит момент, когда количество должно перейти в качество.
– Говорили, что в свое время получить роль Пушкина в фильме Марлена Хуциева помешала ваша нерусская фамилия?
– Это был не главный аргумент. Просто – не доверили. Как так – Пушкин, великий, памятник, а тут какой-то Харатьян, неопытный, слишком молодой. Насколько я знаю, даже способности мои не обсуждались. А в кулуарах потом уже сказали: «Как же можно играть великого русского поэта с такой фамилией?» Хотя, это очень смешно и парадоксально, учитывая происхождение Пушкина, его корни… Он, безусловно, великий и именно – русский поэт, но и я – такой же русский, по менталитету, месту рождения, независимо от моих корней и пятой графы, где написано, что я – армянин.
– Конфликты на национальной почве когда-нибудь были?
– Один-единственный раз, когда я пришел в паспортный стол, и паспортистка стала учить меня жизни и настойчиво советовать написать, что я русский. А я ей говорил с юношеским максимализмом: «Нет, я – армянин!» Естественно, она добра мне желала, пришел светленький голубоглазый мальчик паспорт получать… и пишет, что армянин! Вот с ней был единственный национальный конфликт.
– Вашего сына, Ваню, пригласили на роль Андерсена в картину Эльдара Рязанова. Как вы отнеслись к началу актерской карьеры вашего ребенка?
– Я очень уважаю Эльдара Александровича и как настоящего мастера – режиссера, и как удивительного человека – тонкого, пронзительного, душевного. И когда пришло предложение именно от него, мне показалось это не случайным. Ваня прошел пробы, причем у него нет особенного желания играть в кино, он пока не думает об этой профессии. Он, может быть, и сниматься больше никогда не будет, но эта роль может стать одним из знаков его детства. Тут много символичного: роль Андерсена – в 7 лет – у Рязанова! Знаковая роль. Моя старшая дочь, кстати, снялась у Леонида Гайдая почти в таком же возрасте в фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация», она проходит в кадре с цветами. Это тоже символический кадр. И она актрисой не стала, заканчивает в этом году институт – экономика и право – сейчас пишет диплом.
– Дети дружат?
– Да, у них очень трогательные отношения, душевные, и – кровные. Они понимают, что брат и сестра. Тянутся друг к другу, играют – нашли общий язык.
– Кто занимается вашим очень плотным рабочим графиком – съемки, спектакли, концерты?
– Все сам. Нет ни агента, ни директора, ни имресарио. И этот выбор я сделал обдуманно. Как только появилась в моей актерской практике концертная деятельность, а это произошло в 1989 году, я столкнулся с администрированием – агентствами, прокатчиками… И опыт некоторого времени дал мне возможность понять, что мне никто не нужен, и не потому, что я кому-то не доверяю, а просто, когда я сам за себя отвечаю, я легко координирую свои действия.
– Чем заполняются паузы между работами?
– Пауз не очень много. А забот дополнительных появилось достаточно – есть дом, маленький ребенок, процесс домашнего благоустройства, то есть то, что называется – личная, частная жизнь. Есть спорт. Я стараюсь заниматься, тренироваться всегда, когда появляется возможность, потому что слежу за своим организмом, телом, здоровьем. И не потому, что я нарцисс самовлюбленный, а потому, что артист обязан держать себя в форме, это его инструмент, который изнашивается, разваливается, если не следить за собой.
Это раньше я жил – наотмашь – пил, курил, не спал, и чего только не делал… Балагурил, одним словом. Но есть время разбрасывать камни, а есть время – собирать. И года в 33–34 я понял, что пора бы уже собирать. Тогда был первый серьезный кризис, осознание себя, переоценка ценностей – через болезнь, депрессию, какое-то изменение сознания… много там всего происходило. И повторялось не один раз. И, может, еще повторится, потому что качественный переход, взросление никогда не бывают безболезненными.
– Одна из последних ваших ролей – в фильме режиссера Оксаны Байрак «Аврора, или Что снилось спящей красавице». Фильм затрагивает до сих пор для многих болезненную тему – Чернобыльской катастрофы. Где были вы и что почувствовали, когда эта беда случилась в 1986 году?
– Я был на съемках в Ялте, снимался в молдавской картине «Таинственный узник». И стали приезжать люди из Киева и рассказывать про радиацию. Все было неопределенно, информации почти никакой. Не сразу стало известно – что произошло на самом деле. Но сразу стало тревожно.
В фильме речь не столько о техногенной катастрофе, хотя тема Чернобыля там присутствует, сколько о распаде человеческой души. Мой персонаж – пресыщенный, циничный, имеющий все, но утративший способность чувствовать, встречает в госпитале девочку Аврору, получившую смертельную дозу облучения. И она, умирая, возвращает его к жизни. Как ангел, ненадолго спустившийся с небес. Фильм, правда, пока не выходит в прокат, возникли какие-то проблемы.
– Обидно, когда не выходят фильмы, которые отняли время, силы, эмоции?
– К сожалению, в моем арсенале есть такие картины, которые лучше бы и не выходили. А потом, если раньше фильмы клали «на полку» по идеологическим причинам, то сейчас они, как правило, не выходят по правильной причине – несостоятельности коммерческой или художественной.
– Какую же из новых ролей мы увидим раньше всего?
– Ивана Павловича Подушкина. Должна получиться хорошая работа – веселая, но со смыслом. Мой герой окажется не совсем таким, как в романах Дарьи Донцовой, но, думаю, зрителей не разочарует.
ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ: В Киеве у режиссера Оксаны Байрак за последние несколько лет сыграл роли современных мужчин среднего возраста со сложной судьбой. Их обманывали жены, коварные интриги плели конкуренты, но мужественные и благородные герои обретали свое мужское счастье: «Убей меня. Ну, пожалуйста!», «Тебе настоящему» (оба 2004 года), в 2006 году планируется выход на экраны фильма «Аврора, или Что снилось спящей красавице». «Московская сага» (реж. Дмитрий Барщевский, 2005) Роль лагерного охранника Шевчука, по существу настоящего «мачо», удивила настолько, что зритель не сразу узнал в усатом, грубом мужике своего любимого Гардемарина. «Команда «01». Огнеборцы» (реж. Исаак Фридберг, 2004) Артист пытался спрятать свою красоту, надевая черную повязку на глаз своего героя-дознавателя Митрохина. «Другая жизнь» (реж. Елена Райская, 2004) После сугубо положительных персонажей артист наконец-то сыграл отрицательного. Но его Феликс не уменьшил количество поклонников, а, наоборот, увеличил. Роль очень соблазнительного злодея по имени Феликс Дмитрий Харатьян называет «судьбоносной». «Супертеща для неудачника» (реж. Елена Райская, 2003) Дмитрий Харатьян и Михаил Ефремов в женских одеждах были смешными и умными, как знаменитые парни – музыканты из фильма «В джазе только девушки». «Атлантида» (реж. Александр Павловский, 2002) Первый опыт совмещения продюсерской и актерской деятельности в кинопроекте. Голливудская модель оказалась весьма успешной. Поклонники ждут продолжения. «Кризис среднего возраста» (реж. Игорь Сукачев, 1997) Играть в картине друга – большой риск. Но отношения режиссера и актера не пострадали. «Черный квадрат» (реж. Юрий Мороз, 1992) Первое появление на экране «важняка» Турецкого было в лице Харатьяна. Гораздо позже Турецким стал «работать» Александр Домогаров. «Лицом к стене» (реж. Микаэл Довлатян, 1989) Единственный фильм, который снимался на исторической родине артиста. «Гардемарины, вперед!» (реж. Светлана Дружинина, 1987) Алеша Корсак после «Розыгрыша» стал второй звездной ролью в жизни артиста. А «Не вешать нос, гардемарины!» – визитной карточкой. «Розыгрыш» (реж. Владимир Меньшов, 1976) Все началось 30 лет назад. Только за первый год проката фильм посмотрели почти 90 миллионов зрителей. Вот такое количество поклонников сразу обрел молодой артист! С годами его «личная армия» будет только увеличиваться. |