Posted 29 марта 2006, 20:00
Published 29 марта 2006, 20:00
Modified 8 марта, 09:15
Updated 8 марта, 09:15
28 марта Генпрокуратура РФ дала отказ направлять дело о реабилитации царской семьи в суд. Об этом заявил вчера адвокат главы Российского императорского дома Герман Лукьянов. По мнению прокуратуры, ссылка адвоката на статью 8 закона «О реабилитации жертв политических репрессий», обязывающую, по утверждению защиты, направлять дело с заключением прокурора в суд, является ошибочной.
«В отношении императора и членов его семьи никакого дела нет, конкретных обвинений в совершении противоправных действий им не предъявлялось. В этой связи юридических оснований для удовлетворения вашей жалобы нет», – процитировал ответ Генпрокуратуры г-н Лукьянов. В свою очередь, он заявил, что отказ прокуроров незаконен и необоснован. Инициатор процесса реабилитации Николая Второго и его семьи Мария Владимировна Романова, проживающая в Испании, через директора канцелярии Императорского дома обвинила Генпрокуратуру в неприменении закона о реабилитации жертв политических репрессий. «Прокуратура в отношении Царственных Страстотерпцев, несмотря на наличие всех юридических оснований, не намерена применять закон и реализовывать права и законные интересы граждан и общества России в деле реабилитации жертв политических репрессий», – говорится в заявлении директора канцелярии главы Императорского дома.
Напомним, это уже второе отрицательное заключение прокуратуры по вопросу реабилитации царской семьи за последние несколько месяцев. В заявлении в обоснование просьбы применить закон княгиня Мария Владимировна отмечает, несмотря на то, что Николай II и члены его семьи причислены к лику святых, с точки зрения права они остаются лицами, признававшимися «социально опасными для государства и политического строя по классовым, социальным и религиозным признакам». В заявлении также утверждается, что императорская семья «была подвергнута репрессиям в виде лишения свободы и прав, а затем и жизни без предъявления конкретных обвинений в совершении уголовных или административных противоправных деяний». В силу именно этих обстоятельств, по мнению главы Императорского дома, Николай и его семья подлежат реабилитации.
С этими доводами категорически не согласен представитель в России Ассоциации семьи Романовых (зарегистрирована в Швейцарии и объединяет около 20 прямых потомков Николая Второго. – «Известия»), начальник Управления государственного протокола Комитета по внешним связям Петербурга Иван Арцишевский. В эксклюзивном интервью «НИ» он заявил, что «реабилитация смысла не имеет». «Сам факт перезахоронения царских останков из Екатеринбурга в Петропавловскую крепость с признанием этого факта членами семьи Романовых уже свидетельствует об официальном признании государством факта репрессий против императора Николая и его семьи, – заявил «НИ» представитель царской семьи. – Поэтому мы полностью доверяем решению Генеральной прокуратуры, которая абсолютно справедливо говорит о юридической безосновательности обращения Марии Федоровны. Она, безусловно, является членом семьи Романовых, но прямой потомственной связи с подвергшимся гонениям императором не имеет». Он также сослался на мнение по этому вопросу состоящих в Ассоциации членов семьи Романовых, проживающих на сегодняшний день в разных уголках мира. Они, по словам г-на Арцишевского, также «не видят смысла в юридической реабилитации царской семьи». Отвечая на вопрос о цели нескольких обращений княгини Марии Владимировны в российскую прокуратуру, он заметил: «Наверное, некоторые сознательно подчеркивают свое царственное происхождение, не в последнюю очередь руководствуясь вопросом возможного получения собственности. Но могу сказать, что и президент Путин, с которым я работал в администрации и неоднократно докладывал ему по этому поводу, и главный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов считают, что нет необходимости больше возвращаться к этому вопросу».
Кстати, Русская православная церковь также не согласна с намерением провести юридическую процедуру реабилитации последнего русского императора. «Российские власти еще в 1998 году, перезахоронив останки, совершили своеобразный акт покаяния, признав, что убиение царской семьи – это беззаконие, – отметил зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Марк. – Самим актом перенесения останков в Санкт-Петербург в собор, где покоятся другие русские государи, власть выразила свое отношение к самому Николаю Второму, его семье и к факту их убийства».
Прокуроры против императора