– Вячеслав Аркадьевич, может, наш хоккей и в кризисе, но интрига в чемпионате есть. Вот вы, например, можете предсказать, кто станет в нынешнем сезоне чемпионом?
– Конечно, нет. Тем более что в плей-офф начинается совсем другой хоккей, нежели в регулярном чемпионате. Пусть это звучит банально, но здесь действительно все возможно. Да, есть реальные претенденты на победу – «Металлург» (Магнитогорск), «Локомотив», «Ак Барс», «Авангард». Но могут быть и сюрпризы.
– На что замахивается ваш ЦСКА?
– Наша главная задача пройти первый этап плей-офф, а там… постараться преодолеть второй.
– Ладно, не буду вас нервировать этими неудобными вопросами. Задам другой. Вы согласны, что в нашем хоккее кризис?
– Согласен. Причем кризис был и до Олимпиады. Даже при положительном результате нашей сборной на Играх опрометчиво было бы думать, что у нас все в порядке. Хоккей у нас больной, начиная от детско-юношеского уровня и заканчивая суперлигой.
– И каковы, на ваш взгляд, проблемные точки российского хоккея?
– Оставляет желать лучшего работа с тренерскими кадрами. Это провоцирует проблемы при подготовке детских и юношеских команд, что автоматически отражается на взрослом хоккее. Например, в Швейцарии (Быков долгое время работал в этой стране. – «НИ») с детьми работают хорошо подготовленные люди, которые постоянно сдают тесты, пополняют свои знания информацией о нововведениях в хоккее, совершенствуются. Там все направлено на развитие хоккея, и, естественно, дает результаты. У нас пока, видимо, такой цели нет. У наших команд большие проблемы с организацией тренировочного процесса и самой игры. Вот, например, финны, шведы, канадцы имеют свои игровые схемы, свой почерк, поэтому им не составляет труда за короткий срок подготовиться к любому турниру. Там каждый знает, что ему делать. Мы же в основном пытаемся проскочить за счет индивидуальных действий отдельных мастеров, благо они у нас есть и их число растет, что хорошо. Но такой подход неправильный.
– И что делать? Менять руководство?
– Работать. В первую очередь надо изменить сам подход к хоккею, а кто это будет делать – нынешнее руководство или другое, вопрос вторичный. Главное, чтобы проблему видели и пытались ее решить.
– А если говорить непосредственно об Олимпиаде?
– Она лишь подчеркнула наши проблемы. Взять то же судейство. Наши правила срочно надо подгонять под международные, чтобы мы находились в одних условиях с другими сборными. У нас достаточно квалифицированных судей. Но тут важно, чтобы судейский комитет утвердил новые правила и внедрял их в жизнь. На мой взгляд, нужно как можно жестче подойти к этому вопросу.
– После Олимпиады главный тренер сборной России Владимир Крикунов сказал, что в идеале в команде должно быть поровну игроков из суперлиги и НХЛ. Каково ваше мнение на этот счет?
– Полностью не согласен с этим. На Олимпийские игры должны приезжать лучшие игроки. И если больше сильных игроков сейчас выступает в НХЛ, то на них и нужно делать ставку. Да, те же Сушинский, Харитонов, Малкин не выглядели слабее энхаэловцев, но не думаю, что у нас дома таких мастеров достаточно, чтобы можно было формировать из них конкурентоспособную сборную. К тому же игроков на Олимпиаду подбирали сами тренеры, и после этого заявлять, что не тех взяли, неправильно.
– Крикунов после чемпионата мира в Риге может покинуть сборную…
– Официального заявления по этому поводу я не слышал. Никто в отставку не уходил и, судя по прессе, не собирается. Так что обсуждать нечего. В любом случае сборная без тренера не останется.
– Как вы относитесь к идее приглашения в нашу сборную иностранного специалиста?
– Если решат, что нужен иностранец, ничего страшного. Я не вижу здесь криминала. В Европе это нормальная практика.
– А если бы вам предложили должность главного тренера национальной команды…
– Я рассмотрел бы это предложение.
– Ваша семья – жена и дети – живут в Швейцарии. Часто удается вырваться к родным?
– Очень редко, только во время пауз между играми, максимум на 3–4 дня. И еще летом. Мы очень тяжело переносим разлуку. Но работа в ЦСКА очень важна для меня, она мне интересна, тем более это мой родной клуб.
– А как успехи вашего сына в хоккее?
– Он недавно приезжал, тренировался с нами. У него неплохие задатки. Ему сейчас 18 лет. Будем работать, а там посмотрим.
– Насколько я поняла, вы очень много отдаете работе. Но неужели вы совсем не отвлекаетесь от хоккея?
– Да я особо и не стараюсь от него отвлекаться. Большую часть времени провожу в ЦСКА. Мой помощник тоже оставил семью в другой стране, и мы вдвоем посвятили себя работе в ЦСКА. Даже на выходные дела в клубе остаемся. Очень редко, когда удается в театр сходить или с друзьями встретиться. Читать тоже не всегда получается. Хотя за этот год прочел все книги Дэна Брауна. Очень понравилось. А так читаю книги по психологии, педагогике, что может пригодиться по роду деятельности. Но много полезного, конечно, извлекаю и из непосредственного общения с людьми.