– Татьяна, сейчас вы гражданка Литвы, России или Украины?
– Хотя я родилась в Одессе, но всегда считала и считаю себя гражданкой России. На сегодняшний момент я гражданка Литвы: там у меня была семья, я рожала детей, тринадцать лет проработала в Вильнюсском драматическом театре. Внутренне я как бы вообще никогда не уезжала из России и всегда ездила в Москву работать. Многие и раньше советовали мне переехать в столицу и удивлялись, что никак не соберусь. Недавно я подала документы и надеюсь, у меня будет российский паспорт. А сейчас я – гражданин мира, с шенгенской визой могу ездить куда захочу.
– Почему же вы все-таки переехали?
– Это семейное. Так случилось, что когда я разошлась со вторым мужем, то интуитивно (по знаку Зодиака я – Рыба и обращаю большое внимание на интуицию) почувствовала, что и мне и детям надо ехать в Москву.
– Решительный поступок...
– Поначалу было трудно. Приехали с двумя сумками, собачкой. Агне тогда училась в литовской школе, а малышу только исполнилось три годика. Сняли квартиру, купили стиральную машину... Я вообще человек легкий на подъем и считаю, что каждый в любом возрасте должен уметь совершать поступки. И не стоит бояться – нет смысла. Главное – полагаться на свою интуицию, действовать, чтобы потом ни о чем не сожалеть. Ведь завтра может быть уже поздно.
– Дети вас поддержали?
– Не то слово! Мысль-то у меня такая давно была... Но думать можно о чем угодно, а так взять и сесть в поезд, привезти детей в абсолютно другой мир. Дети, мои ласточки... Тоже непросто им пришлось. У дочери поначалу случилась депрессия. Помню, как-то в дневнике она написала с ошибками: «Какой ужас, что я буду здесь делать!» Плакала. Хорошо, что в Москве есть литовско-российский колледж высокого уровня, где учатся и русские дети. Поэтому Агне постепенно адаптировалась: она и литовский язык изучает, и на русском теперь говорит практически без акцента. Пишет без ошибок, заканчивая в этом году одиннадцатый класс. Сын в корне меняет менталитет: вы понимаете, как русский характер отличается от литовского.
– То есть они привыкли к московской жизни?
– Недавно ездили на неделю в Вильнюс, и под конец дочь стала скучать. Для нее здесь больше возможностей. Она
много читает – Ахматову, Лермонтова. Всем интересуется, любознательная стала.
– Не всякая семья отпустит женщину с детьми...
– Моя свекровь от второго брака, выдающаяся литовская актриса Эгле Габренайте, нас поняла. Хотя им, конечно, тяжело без Доминикоса. Но как-то мы договорились... Думаю, люди всегда должны договариваться, пытаться найти общий язык. И хотя мы часто к ним приезжаем – ведь Литва и находится не так далеко, – они постепенно отдаляются. Понимая, что теперь и у меня, и у моих детей другие возможности.
– Оба ваших мужа были режиссерами?
– Первый муж – Олегас Дитковскис – был на десять лет старше меня. Он – актер и режиссер, познакомил меня, девчонку, которая только что начала сниматься, с Литвой. Все происходило еще в советские времена, и было гораздо проще сесть в самолет и за 15 рублей улететь в Прибалтику. Теперь везде визы, границы. Второй муж – Рокас Раманаускас – сначала окончил философский факультет, а потом режиссерский. Он познакомил меня с театральной Литвой. Мои мужчины меня многому научили и многое дали.
– Слышал, ваша дочь собирается поступать в театральное училище. Вы как-то влияли на нее?
– Не я решала. У Агне абсолютная свобода выбора. Владимир Мирзоев, когда ставил спектакли в Литве, а дочь тогда была маленькой, заметил: кажется, у Агне хорошие способности, она талантливый человек. Теперь она выросла, и вид у нее – как у меня в «Гардемаринах»! Только черные глаза и прямые волосы. Нетипичная для России внешность. Первого марта состоится премьера фильма «Знаки любви» Владимира Мирзоева, где мы с ней вместе снимались. У Агне закончился тусовочный период, когда она вела ночную жизнь, а у мамы болела голова. Сейчас она ходит на подготовительное отделение при Школе-студии МХТ, занимается с педагогом, ее постоянно вызывают на кастинги. За нее я совсем не беспокоюсь. Она домашний человек. Агне при мне: мы с ней часто репетируем этюды, разговариваем об актерской профессии.
– А как складывается ваша жизнь?
– В Москве мне работать легче. В Литве я только устраивала фестивали русского кино вместе с Ларисой Исаевой да снялась в двух фильмах. Теперь предложений много, и я стараюсь ни от одного не отказываться. Тот профессионализм, который выработал во мне литовский театр и российское кино, позволяют сыграть практически любую роль. Это возможно и потому, что в моей душе теперь царит гармония. Так что я занимаюсь своим делом и при этом получаю неплохие деньги. И мой одесский темперамент нашел выход: если ко мне приходят гости, то у меня полон стол. В Литве каждый приходит со своими напитками, могут еще пиццу, чипсы и орешки заказать. Даже муж с женой в кафе могут расплачиваться каждый за себя, что в принципе я не приемлю. Сейчас вокруг много друзей, знакомых, которых я давно знаю, и они в случае чего помогут в любую минуту.
– Что еще помогает в трудные минуты?
– Вы поверите? Нет времени страдать! У меня ответственность за двоих детей. А потом я вижу, что все развивается нормально, и важно, что во мне сейчас много энергии. Лучший выход из предыдущей жизни – то состояние, в котором я нахожусь.