Posted 21 февраля 2006,, 21:00
Published 21 февраля 2006,, 21:00
Modified 8 марта, 09:17
Updated 8 марта, 09:17
Уже давно закончилось награждение, опустел пресс-центр, а тренер новых олимпийских чемпионов Александр Жулин курил одну сигарету за другой. Двенадцать лет назад он со своей партнершей (и тогда еще женой) Майей Усовой вопреки прогнозам не смог выиграть Олимпиаду в Лиллехаммере. И, может быть, поэтому сейчас, когда смогла это сделать его ученица и новая жена Таня Навка, он точно определил, что происходило на льду туринского дворца «Палавела»: «Старт нервов и старт головы – вот что такое Олимпиада».
Новые правила запутали (и усложнили) и без того всегда непростые танцы окончательно. Зрелищность программ упала, рискованных элементов стало больше – побеждать ведь нужно любой ценой. Но чем это закончилось в Турине, известно – из шести дуэтов, катавшихся в оригинальном танце в двух сильнейших разминках, упали четверо. А канадцы Мари-Франс Дебрюэль и Патрик Лозон из-за травмы партнерши, скорее всего, вообще не смогут закончить олимпийский сезон. Впрочем, нам все эти новые заморочки президента Международного союза конькобежцев (ИСУ) Оттавио Чинкванты, а именно он явился инициатором введения новых правил, сыграли только на руку. Ведь если бы судили по старым, то итальянцев Барбару Фузар-Поли и Маурицио Маргальо после падения в оригинальном танце опустили бы максимум на одно место. То есть с первого на второе, а не на девятое. Просто подняли бы вторую оценку, и все было бы, как всегда. Теперь так нельзя. Сегодня падение в танцах – смерти подобно. Поэтому и мандраж у лидеров такой, и ноги на ровном месте заплетаются. «Спортсмен теперь точно знает: если допустит ошибку, из числа претендентов на медали тут же выбывает, – говорит Николай Морозов, самый востребованный сегодня тренер и постановщик. – Когда этот всеобщий падеж начался, выстояли в итоге самые сильные. Те, у кого за плечами, как у Навки с Костомаровым или Грушиной с Гончаровым, – огромный опыт».
Наверное, можно сказать, что в Турине победили не присущие танцам эмоции. Не берущие за душу страсти, как у болгар Албены Денковой и Максима Ставиского, а безошибочный трезвый расчет. «Кармен» Навки и Костомарова, может, проигрывала в зрелищности, но была исполнена предельно чисто, точно и эффектно. Как раз под новые правила.
Вообще произвольный танец Навки и Костомарова в нынешнем сезоне хвалили редко – больше ругали. И их победа на чемпионате Европы в Лионе незадолго до Игр даже в России вызвала неоднозначную реакцию. Под сомнения (часто, кстати, справедливые) стали ставиться их прежние заслуги. Мол, выигрывали на протяжении двух лет не потому, что были на голову сильнее, а потому, что остальные – вообще никакие. Там же в Лионе стало ясно, что сильных соперников у Тани с Романом прибавилось. Прежде всего в лице вернувшихся в любительский спорт литовцев Маргариты Дробязко и Повиласа Ванагаса, прогрессирующих не по дням, а по часам французов Изабель Делобель и Оливье Шонфельдера… Так что и без того поднадоевшая (в танцах на льду это, пожалуй, самая распространенная постановка) «Кармен» померкла еще больше. Но Таня с Романом прожили в фигурном катании слишком долго, чтобы просто так взять и отдать олимпийскую медаль. На то, чтобы сделать из обычной «Кармен» чемпионскую программу, были брошены все силы. В Америку, где в последние годы живут и тренируются фигуристы, срочно полетела Татьяна Тарасова. «Они готовы были работать с утра до утра, но выглядели какими-то психологически придушенными, – вспоминает Александр Жулин. – А Тарасова за несколько дней вдохнула в них уверенность».