Posted 21 февраля 2006, 21:00
Published 21 февраля 2006, 21:00
Modified 8 марта 2024, 09:17
Updated 8 марта 2024, 09:17
Пресс-атташе посольства РФ в Тбилиси заявил корреспонденту «НИ», что Москва «пошла на этот вынужденный шаг потому, что, несмотря на все договоренности по выводу российских баз и военных объектов с территории Грузии, касающиеся и ротации российских военнослужащих, грузинская сторона препятствует получению въездных виз российскими военными».
Нервозности в двусторонних отношениях добавил перенос на неопределенный срок визита в Россию грузинского премьера Зураба Ногайдели в Россию. Он должен был приехать в Москву 26–27 февраля. По словам посла РФ в Грузии Владимира Чхиквишвили, это опять-таки связано с напряженной атмосферой в отношениях между двумя странами. Причем главу грузинского правительства уведомили о неожиданном решении лишь вчера днем – за пять дней до начала визита. О том, почему приезд Ногайдели в Москву на данный момент нежелателен, г-н Чхиквишвили объяснял премьер-министру в течение сорокаминутной беседы. «Мы считаем, что в нынешней напряженной атмосфере надо взять какую-то паузу», – позднее заявил дипломат журналистам.
Всего этого стоило ожидать после практически целого месяца непрерывных скандалов вокруг пребывания российских миротворцев в Южной Осетии.
Большинство грузинских политиков считают, что позиция Москвы вызвана постановлением парламента Грузии с резко отрицательной оценкой роли российского миротворческого контингента в зоне грузино-осетинского конфликта и требованием о его выводе.
Сам Ногайдели в последнее время неоднократно повторял, что решение грузинского парламента в Москве истолковали неправильно, что вывод российских миротворцев не является самоцелью грузинского правительства. Ведь принятый депутатами документ предусматривает продолжение консультаций с Россией по поиску выхода из тупика, в который зашел мирный процесс в Южной Осетии. В свою очередь, председатель комитета по внешним связям парламента Грузии Константин Габашвили в интервью «НИ» оценил решение российской стороны относительно переноса визита Ногайдели как «неумное» и как «неумение строить отношения со своим соседом». Господин Габашвили сообщил также, что парламент Грузии готовит текст обращения к парламентам других стран с призывом дать оценку «агрессивной позиции российских СМИ в отношении Грузии, что происходит при попустительстве российских властей».
В сложившейся ситуации вполне предсказуемыми выглядят шаги, предпринятые послом США в Тбилиси Джоном Теффтом. Вчера он приветствовал инициативу грузинского руководства, начавшего «демилитаризацию» Цхинвальского региона (как в Грузии называют Южную Осетию). Помимо блокады ротации российских военных в Грузии подобная односторонняя демилитаризация предусматривает вывод из региона подразделений грузинской военной полиции. Таким образом, США приветствовали действия грузинского руководства по урегулированию (в своем понимании) замороженного конфликта с Южной Осетией. Россия, по сути, оказывается за скобками этого процесса.
Однако не все еще потеряно: будут продолжены контакты между парламентариями двух стран. Так, руководитель кабинета председателя парламента Ирина Курдадзе вчера опровергла информацию о том, что членам парламентской делегации Грузии, собиравшимся в Москву одновременно с премьером, якобы не выдали виз в российском посольстве. Курдадзе также пообещала, что грузинские депутаты постараются донести до Кремля «максимально объективную» информацию о ситуации, сложившейся вокруг российских миротворцев в зоне конфликта.
В сложившейся ситуации тревогу забило и руководство самой Южной Осетии. Как заявил вчера президент непризнанной республики Эдуард Кокойты, он располагает сведениями о подготовке грузинской стороной «локальной операции по свержению власти в Южной Осетии». Г-н Кокойты сослался на данные собственной разведки о продвижении грузинских войск к границе с Южной Осетией и о подготовке спецгрупп. Он не исключил также возможности авианалета на Цхинвали. По его мнению, именно в связи с планированием подобного рода операций Грузия стремится как можно быстрее избавиться от российских миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта.