Posted 13 февраля 2006, 21:00
Published 13 февраля 2006, 21:00
Modified 8 марта 2024, 09:20
Updated 8 марта 2024, 09:20
Специалисты Исследовательской группы по вопросам «большой восьмерки» Университета Торонто (G8 Research Group) занимаются оценкой эффективности деятельности лидеров мировой экономики, начиная с 1996 года. В последнем своем докладе, дающем оценку G8 по итогам прошедшего года, эксперты университета пришли к заключению, что большинство стран, входящих в элитную группу, «тормозит развитие» мировой экономики. Россия же, претендующая на звание полноправного участника «восьмерки», пока является самым слабым ее звеном. Впрочем, досталось от ученых и Евросоюзу. «Страны–лидеры ЕС хронически страдают от бюджетного дефицита и тратят огромные суммы на обслуживание государственного долга», – отмечается в докладе. Отсюда и их невысокая эффективность в решении мировых проблем.
Нельзя сказать, что все оценки, связанные с участием нашей страны в G-8, полностью негативны. Однако «позитив», присутствующий в докладе, выглядит весьма обтекаемо. Так обычно школьные учителя отзываются об отстающих, но прилежных и старательных учениках. «Россия принимает два совещания министров финансов G8 перед саммитом, и до конца года она многое сделает, чтобы стать полноправным членом клуба», – констатирует профессор Университета Торонто Джон Кертон.
В целом же эксперты отмечают, что участники «группы восьми» смогли выполнить лишь 21 обязательство из 45 задач, поставленных ими самими на саммите в шотландском Глениглсе, прошедшем летом 2005 года. Вместе и такой результат не так уж плох по сравнению с предыдущими годами: аналитики признают, что в минувшем году G-8 «достигла максимальной эффективности за четыре года», однако этого все равно мало для «решения приоритетных проблем мировой экономики». Самые низкие оценки государства элитной группы получили за деятельность по списанию долгов беднейшим странам, где они «продемонстрировали наименьшую результативность». Негативно оценена и «работа по развитию на Ближнем Востоке экологически чистых технологий добычи и переработки энергетического сырья». Помимо этого, практически не выполнены обязательства по развитию возобновляемых энергетических ресурсов и адаптации региональных экономик к глобальным климатическим изменениям. Вполне могли бы выполняться лучше, по мнению ученых, и обязательства «восьмерки» по распространению образования, а также по снижению энергоемкости транспортных средств и уровня загрязнения ими окружающей среды, которые, по подсчетам аналитиков, выполнены лишь на 56%.
В то же время эксперты отмечают и немало позитивных результатов. В частности, по их оценке, «G8 продемонстрировала высокие результаты в работе по развитию рынков африканских стран», а также «по повышению инвестиционной привлекательности этого региона». На этом поприще эффективность «восьмерки» оценена на уровне 67%.
Опрошенные «НИ» специалисты, в целом соглашаясь с оценками канадских ученых, отмечают, что процесс интеграции России как полноправного участника большой финансовой восьмерки – это дело не одного года и, возможно, даже не ближайших лет. Интерес к нашей стране будет сохраняться, однако ее мнение при решении важнейших глобальных экономических проблем еще долго в полной мере учитываться не будет. Ведь объем нашего ВВП – это менее 1% от мирового объема. Можно сколько угодно говорить, что он у нас растет втрое быстрее, чем, скажем, в Канаде, но общий объем промпроизводства в России меньше в десятки раз.