Posted 7 февраля 2006, 21:00

Published 7 февраля 2006, 21:00

Modified 8 марта, 09:22

Updated 8 марта, 09:22

Этот налог всем надоел

7 февраля 2006, 21:00
К уже порядком поднадоевшему спору Михаила Фрадкова со своими министрами о том, нужно ли снижать налог на добавленную стоимость (НДС), подключились вчера экспертное сообщество и бизнес. По мнению экономистов, лучше снижать не прямые налоги, а косвенные. Предприниматели же робко намекают, что НДС – вообще лишний налог.

По словам ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрия Белоусова, создавать нормальные условия для развития отечественного бизнеса, который что-то производит, а не продает, можно двумя путями. Первый – снижение налоговой нагрузки, второй – снижение избыточного администрирования. По мнению эксперта, второй путь долгий, да и неизвестно, куда и когда мы по нему придем. Остается первый – снижать подати. При этом прямые налоги (в частности, на прибыль и единый социальный), как можно было понять, трогать не стоит, ибо «практика снижения ЕСН добилась лишь дефицита пенсионного фонда». Если же пойти по пути снижения косвенных налогов (НДС, акцизов), то, по мнению эксперта, можно достигнуть более позитивных результатов.

В первую очередь, выиграют от снижения НДС, по словам г-на Белоусова, обрабатывающие производства, которые в противовес торговле, собственно, и увеличивают наш ВВП. К тому же при снижении этого налога не будет бреши в бюджете – возрастет прибыль предприятий, а следовательно, повысится и собираемость налога на прибыль. Проще говоря, г-н Белоусов встал на сторону премьера. «Планируемое правительством снижение НДС с 18 до 13% к 2008 году позволит государству увеличить сборы по этому налогу до 80%», – вынес вердикт эксперт.

Другой взгляд на будущее НДС изложил сотрудник Экспертного управления президента Станислав Воскресенский. В принципе, чиновник практически повторил слова своего шефа – Аркадия Дворковича, который, напомним, сказал недавно, что «при существовании НДС мы далеко не уйдем в нашей налоговой политике». По словам г-на Воскресенского, НДС – вредный налог, как для бизнеса, так и для государства. «85% всех встречных и камеральных проверок налоговых органов так или иначе связаны с НДС», – отметил чиновник. Так же он отметил, что наибольшие трудности бизнесмены испытывают, пытаясь возместить этот налог при экспортных операциях. «Речь идет о честных бизнесменах», – оговорился эксперт, сообщив, что, например, предприятиям черной металлургии в последние несколько лет «было возмещено больше, чем начислено ими». По словам г-на Вознесенского, сложность НДС создает широкое поле для деятельности разного рода мошенников.

Бизнесмены полностью согласны, что НДС – «весьма неудобный налог не по сути, а по форме». Участвовавшие в дискуссии предприниматели отмечали, что гораздо удобнее было бы платить налог с оборота или с продаж, а не ждать никакого возмещения НДС. Впрочем, бизнес гораздо больше волнует ЕСН. «Сокращение до 26% – это вообще не снижение», – как рефрен звучало вчера из уст бизнесменов. Впрочем, никто из спорящих не усомнился в том, что отмены НДС не последует, а следовательно, еще долго будут продолжаться споры в правительстве: как же и бизнесу угодить, и поступления в бюджет сохранить.



СПРАВКА

НДС – самый молодой из всех существующих налогов. Хотя, в научной литературе его концепция была разработана еще в конце XIX века, на практике он был реализован лишь во второй половине века XX. Пионерами в собирании НДС стали французы, внедрившие в 1958 году его у себя в стране. Сейчас он взимается в 43 странах, в основном европейских. В США его заменяет налог с продаж, а в Азии, прежде всего в Японии, НДС хотя и существует, но является скорее налогом с оборота, потому как не возмещается и имеет достаточно низкую ставку – 5,25%.

Подпишитесь