В пресс-службе Минпромэнерго «НИ» сообщили, что в состав ОАК войдут все известные отечественные авиапромышленники: «Сухой», «МиГ», «Ильюшин», «Иркут», ОКБ Яковлева и «Туполев». «При этом в объединенной компании будут выделены четыре холдинга: «Боевая авиация», «Гражданская авиация», «Военно-транспортная и специальная авиация», а также «Узлы и компоненты», – уточнили нам специалисты.
«Единственный негативный момент заключается лишь в том, что ОАК создается уже который год, а конкуренция не стоит на месте», – отметил «НИ» Главный конструктор ОАО «Туполев» Лев Лановский. По его словам, пока государство раскачивается с созданием объединенного производителя, авиакомпании все больше предпочитают покупать самолеты за рубежом. Однако в целом практически все специалисты вполне позитивно оценивают создание ОАК. Чего не скажешь об озвученном недавно чиновниками предложении об объединении нескольких предприятий автопрома.
Напомним, что на прошлой неделе Борис Алешин, глава Роспрома, а по совместительству член совета директоров АвтоВАЗа, выступил с предложением создать национальный автомобилестроительный холдинг на базе крупнейших отечественных производителей – ВАЗа, КамАЗа и ГАЗа. По версии чиновника, они «по сути, не являются конкурентами, занимают разные ниши и взаимодополняют друг друга», а потому могут быть объединены в одну корпорацию. Реакция правительственных экономистов была резкой. «У АвтоВАЗа, который рассчитывает получить миллиарды долларов из бюджета, даже нет бизнес-плана», – заявил позавчера глава МЭРТ Герман Греф, отметив, что он не видит «никаких предпосылок» для объединения компаний.
Специалисты также весьма негативно оценили идею Роспрома. «Вполне понятно, почему последовало такое предложение, – рассказал «НИ» председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум. – Одному АвтоВАЗу запрошенные Роспромом 5 млрд. не выделят, а вот объединенной компании – вполне». По словам депутата, слияние компаний поможет решить многие социальные вопросы, однако экономические проблемы при этом лишь усугубятся. «С экономической точки зрения объединение автомобильных производств на единой платформе целесообразно лишь в случае взаимозаменяемости компонентов производимых автомобилей, – отметил он «НИ». – Объединяя производства под одной крышей, западные производители минимизируют потери, сокращают число рабочих мест и увеличивают рентабельность производства». В случае же с КамАЗом, ГАЗом и ВАЗом, по словам г-на Шаккума, «ни о чем подобном речи идти не может».
Сами компании также не горят желанием участвовать в НАХ. В частности, гендиректор ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Есиповский сказал журналистам: «У предприятий, которые предлагается объединить в холдинг вместе с АвтоВАЗом, в своей нише такие же проблемы, как и у нас, и наших они не решат, а своими нас обременят». На КамАЗе к идее объединения отнеслись так же холодно. «Слияние с АвтоВАЗом и ГАЗом вряд ли пойдет на пользу Камскому автозаводу», – сказал журналистам государственный советник по социально-экономическим вопросам при Президенте Республики Татарстан Марат Сафиуллин.
Впрочем, вчера замглавы Роспрома Станислав Пугинский объяснил журналистам, что слова его начальника были несколько не так восприняты и решение об объединении в НАХ на государственном уровне не принималось. «Обсуждение различных вариантов консолидации идет, но дойдет ли это до конкретного решения – сказать сложно», – уточнил чиновник. Однако по мнению экспертов, государство вряд ли откажется от идеи объединения автопромышленников в один автогигант, оно просто взяло паузу.