По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), из 6-миллиардного населения планеты 1 млрд. имеет лишний вес. Из них 300 млн. человек страдают ожирением. Если сегодняшние темпы по глобальному «округлению» сохранятся, то через 10 лет толстяков станет в два раза больше. Отчего же мы жиреем?
Как когда-то сказала великолепная балерина Майя Плисецкая, «надо меньше жрать». Впрочем, дело не только в том, сколько мы едим, но и в том, что мы едим. На протяжении всей своей истории человек питался так, как ему диктовали условия жизни. Естественно, что в рационе приморских народов преобладала рыба. Охотники питались мясом диких животных, а скотоводы – прирученных. Последние несколько десятилетий эти различия стираются. Человек уже потребляет не то, что ему на роду написано, а то, что диктует современная пищевая индустрия. Ее бурное развитие, считает Мэрион Нестле, бывший высокопоставленный чиновник администрации США и автор книги «Продовольственная политика», является одной из главных причин эпидемии ожирения. Цель пищевых гигантов – не производство продовольствия, а получение прибыли. Поэтому они идут на все, чтобы делать как можно более дешевые продукты в как можно большем количестве. Это, в свою очередь, приводит к засилью нездоровой пищи, которая негативно отражается на здоровье потребителей.
Россияне ощутили на себе эту политику 15 лет назад, когда в Москве на Пушкинской площади открылся первый «Макдоналдс». Сейчас в столице ресторанов с узнаваемой во всем мире буковкой «М» в логотипе уже больше пятидесяти. А по всей стране – около 150. В «Маке» россияне научились «быстро кушать». С него в нашей стране начала процветать система так называемых фаст-фудов. Благо, что сейчас многие из таких ресторанов стараются ориентироваться на привычную для нас кухню. К примеру, включают в меню блинчики, супчики и даже пельмешки, милые русскому желудку. Может, поэтому в списке ВОЗ по ожиревшим странам мы занимаем пока только четвертое место, уступая американцам, англичанам и немцам.
И тем не менее регулярно, то есть каждый день, в ресторанах быстрого питания обедает 4% россиян, которые оставляют там в среднем по 5–6 долларов. Если посчитать, то получится, что ежегодный доход индустрии фаст-фуда в России составляет примерно 71 млн. долларов. Для сравнения, в Америке эта цифра равна 133 млрд. Это больше, чем американцы тратят на высшее образование, компьютеры или автомобили. Больше, чем на книги, фильмы, журналы, газеты и музыку, вместе взятые.
Потратившись на то, чтобы набрать лишние килограммы, многие толстяки теперь готовы оплачивать и борьбу с избыточным весом. И если индустрия быстрого питания наживается на человеческой слабости, то тут деньги начинают грести «помощники» в похудании, зарабатывая на маниакальном желании стать стройным. В распоряжении толстяков – врачи-диетологи, массажисты, суперсовременные спортзалы, теннисные корты и бассейны, лекарства, книжки о правильном питании, рестораны легкой и здоровой пищи, целые клиники с собственными программами по похудению. Интернет завален тысячами соблазнительных рекламных текстов, нахваливающих те или иные методики.
Это как погоня за ускользающей молодостью. Тоже целая индустрия, в которой крутятся огромные деньги. Так, в 2001 году американцы потратили более 50 млрд. долларов на то, чтобы похудеть. Опросы общественного мнения в США показали, что в последние годы около 30% мужчин и 45% женщин регулярно или периодически соблюдают диеты. А специалисты тем временем убеждены, что борьба с собственной биологией тщетна. Как показывает статистика, после диет люди набирают треть потерянного веса в первый год, а в последующие 2–3 года возвращаются к тому, от чего так стремились уйти. Выходит, что бизнес получает от всего этого многомиллиардные доходы, а толстяки – ничего.
А вот еще одна прибыльная отрасль – производство привычных вещей, но нестандартных размеров: от одежды на «квадратные» фигуры до... гробов для тучных покойников. В Штатах стали появляться компании именно с такой специализацией. «Мы изготавливаем гробы размеров «супер» и «сверхбольшие». Это для «клиентов» весом до и больше 450 кг», – говорит представитель одной из таких компаний. Стоят спецгробы в два раза дороже обычных, но спрос на них большой. Дороже и большие инвалидные коляски, больничные койки, манжетки для тонометров, гигантские зонты, вешалки для одежды больших размеров и специальные стулья, которые способны выдержать вес свыше 300 килограммов. Получатся, что на каждом этапе жизни толстяка сопровождают те, кто готовы наживиться на его несчастье. Даже мертвым он будет лежать в гробу размера «супер» за двойную цену.
Толстяков и курильщиков просят не беспокоиться