Эх, прокачу

3 февраля 2006, 00:00
Прокат автомобилей становится все более популярным. Но мало кто знает, что, арендуя авто, нужно быть готовым к ряду сюрпризов: например, изначально не очень большие траты могут обернуться крупными издержками – не все фирмы отличаются кристальной честностью.

До последнего времени прокат автомобилей в России был услугой достаточно элитарной, доступной лишь для единиц. Еще лет 15 назад ею пользовались лишь иностранные туристы. Массовый рынок авто, сдаваемых в аренду, появился лишь ближе к концу 90-х годов. Зато теперь он растет примерно на 20–30% в год, а общий его объем оценивается от 2 до 4 млн. долларов в месяц.

Сумма аренды зависит от автомобиля

Как рассказал «Новым Известиям» директор столичной компании, оказывающей услуги по аренде легкового транспорта, Олег Островский, наиболее активными клиентами являются по-прежнему иностранные туристы, а также представители нарождающегося российского среднего класса. «Стандартные требования к арендатору – это наличие водительского удостоверения, паспорта и кредитной карты, возраст – не менее 21 года, стаж – от двух лет», – сообщил он. Впрочем, по словам эксперта, некоторые фирмы снижают и возрастной ценз, и стаж вождения, но при этом заметно поднимают расценки или выдвигают специальные условия.

Стоимость услуг очень разная. Если говорить о сроках, то прокат бывает почасовой, на несколько дней или месяцев. Аренда самого скромного «железного конька» обойдется около 500 руб. в сутки, стоимость проката «кореянки» несколько выше – около 1000 руб., европейская или японская автомашина среднего класса обойдется долларов в 70–100, ну а за автомобили премиум-класса арендодатели попросят от 250 долларов и выше.

Специалисты единодушно советуют: лучше всего иметь дело с крупными и проверенными «прокатчиками» при автосалонах. В таких конторах и требования проще, имеется полная страховка на автомобиль (а не только ОСАГО), и шансов нарваться на не вполне честное отношение к клиенту гораздо меньше. Правда, услуги там не дешевы. Дороговизну в солидных фирмах эксперты объясняют тем, что нигде воровство и мошенничество не растут так стремительно, как в прокате автомобилей. «Основной способ – использование подложных документов, – рассказывает «НИ» следователь Зеленоградского УВД Денис Долматов. – Реже встречаются случаи, когда машины угоняются третьими лицами по сговору с арендатором». Зато все больше становится изысканных ухищрений вроде сговора со страховщиками для получения выплат за разбитые машины.

В качестве гаранта добропорядочности арендатора прокатчики берут с него денежный залог в сумме от 5 тыс. руб. Верхняя граница уходит в бесконечность и зависит от условий договора. Вот с этим залогом, подчас нешуточным, и связано большинство манипуляций, которые фирмы проделывают с клиентами. По оценкам юристов, это самая опасная ловушка, в которую легко может попасть клиент.

Клиент всегда виноват

Для иллюстрации расскажем историю, которая совсем недавно произошла с нашим читателем Даниилом С. Когда он брал машину в прокат, сотрудники фирмы, предоставляющей эти услуги, откровенно предупредили: «Записывайте все царапины и вмятины. Что не запишете, свалим на вас». Записей оказалось более 30 плюс прожженные сигаретами сиденья. Но это не самое страшное: машина добралась лишь «туда», на обратный путь ее не хватило, пришлось буксировать.

«Машину мы должны были сдать в понедельник до 10 утра, рассказывает дальше незадачливый арендатор. – Утром и позвонили в контору, объяснили ситуацию, и нам было предложено доставить ее самим на том же тросе». Впрочем, потом фирма смягчила требования, пообещав, что машину заберет механик. «Мы немного успокоились, тем более нам сказали, что вернут не только залог, но и уплаченную сумму за аренду неисправного автомобиля, – продолжает читатель. – Однако механик приехал только в среду».

Решив, что все в порядке, Даниил отправился в компанию за обещанными деньгами. Осмотр машины вели во главе с назвавшимся директором фирмы. Механики заключили, что налицо деформация головки блока цилиндров. А потом ему вынесли вердикт: никаких денег не вернем, поскольку поломка произошла по вине клиента. Всякие попытки протестов и дискуссий были решительно отклонены.

Как рассказал «НИ» адвокат столичной адвокатской коллегии «Рузаев и Михеев» Евгений Рузаев, случай, произошедший с нашим читателем, к разряду редких не относится. Впрочем, шансов добиться возврата денег это не прибавляет. По словам юриста, «при заключении договора аренды следует со всей внимательностью подойти к составлению договора» и подробно обсудить ответственность сторон. В противном случае платить все равно придется.



СПРАВКА

В Германии машину можно арендовать за 1 евро в день Прокат полноценной европейской машины за 200 руб. в сутки в пересчете на наши деньги возможен и доступен. Правда, не у нас, а в Берлине, Дюссельдорфе и Мюнхене. Чтобы не платить больше, необходимо соблюдать ряд условий. Например, ежедневный пробег, который не должен превышать 100 км. Кроме того, автомобиль нельзя эксплуатировать в выходные. И наконец, нужно постоянно следить за чистотой машины, иначе расценки вырастут вдвое. Те, кто готов довольствоваться двухместной машиной модели Smart, могут платить еще меньше – 1 евро в день. Впрочем, и здесь не обходится без ограничений. Во-первых, максимальная скорость арендуемого авто искусственно ограничена 60 км/час. Кроме того, продолжительность проката составляет 3 дня, при этом необходимо проехать минимум 90 км. В противном случае каждый «недобранный» километр обойдется в лишний евро.

#Экономика #Новости #Авто #Андрей Гулютин
Подпишитесь