Posted 30 января 2006, 21:00
Published 30 января 2006, 21:00
Modified 8 марта, 09:20
Updated 8 марта, 09:20
Документы для регистрации партии были сданы в Минюст 15 декабря минувшего года. Датированное 19 января решение об отказе в регистрации пришло по почте в минувшую субботу. Это уже пятый отказ в регистрации за время существования НБП. Ранее «лимоновцы» безуспешно пытались зарегистрировать свою партию дважды в 1998 году, а также в 2000-м и в 2003-м.
Основаниями для отказа в регистрации названы нарушения закона «О политических партиях». Так, в Астраханской и Тульской областях членами НБП оказались лица моложе 18 лет. В программе партии среди целей упоминается защита прав русского и русскоязычного населения, что является нарушением закона. На конференциях региональных отделений Алтайского края и Самарской области отсутствовал кворум. А на учредительном съезде НБП, прошедшем 29 ноября 2004 года, по данным Минюста, присутствовали всего 70 человек, что также признано отсутствием кворума.
«Я утверждаю, что в 35 строчках отказа нет ни слова правды», – заявил «НИ» лидер НБП Эдуард Лимонов. Так в нем говорится о 70 участниках съезда, а, по словам Эдуарда Лимонова, на нем присутствовали более 700 делегатов, «поскольку зал вмещал 650 человек, и я лично приказал поставить дополнительные скамейки и стулья». Отказ в регистрации нацболы обжалуют в Верховном суде. Лидер партии обещает, что НБП будет участвовать в парламентских выборах 2007 года. «Не хочу раскрывать карты, но, поверьте, мы разработали детальный план, как мы это будем делать», – заявил он. Пока же партия «будет существовать, как существует».
По словам начальника секретариата Федеральной регистрационной службы Минюста Геннадия Алибекова, отказ партии в регистрации – «очень серьезное дело, и в своем ответе мы отвечаем за каждое слово. Они в состоянии опротестовать отказ в суде. Милости просим». Говоря о количестве участников учредительного съезда НБП, Геннадий Алибеков в разговоре с корреспондентом «НИ» допустил, что на нем могла быть и тысяча человек, но «документы поданы на 70». Упоминание в программе партии про защиту русскоязычного населения также недопустимо, «пусть откроют закон, там все написано».
Опрошенные «НИ» эксперты назвали отказ в регистрации НБП закономерным. «Зарегистрировать новую партию сейчас практически невозможно», – заявил «НИ» адвокат Вадим Прохоров. Действующий закон «О партиях», по мнению адвоката, направлен на максимальное отсечение от политической деятельности неугодных организаций, которые стремятся стать политическими партиями. Однако «сами партии должны стараться, чтобы их не подловили», и «оппозиционная организация обязана иметь налаженное делопроизводство и не давать даже формального повода».
Руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин говорит, что десять лет назад нацболов бы зарегистрировали. «Пусть выступят на выборах и получат свои полтора процента». А теперь логика иная – «если кто-то высказывается непочтительно, пусть он будет наказан, чтобы остальным было неповадно. А они вывешивали плакаты, где не надо». Поэтому «мы имеем дело со знаковым процессом», и «какие бы документы они ни готовили, партию не зарегистрируют».