Posted 24 января 2006, 21:00
Published 24 января 2006, 21:00
Modified 8 марта, 09:21
Updated 8 марта, 09:21
В начале этого года семь ведомств России, в частности, Генпрокуратура, МВД, МЧС, Минюст, ФСБ, Минэкономразвития и Госнаркоконтроль выпустили Приказ о едином учете преступлений. По замыслу силовиков новый документ должен упорядочить систему сбора информации о преступлениях.
«Раньше дежурный посылал гражданина с заявлением к оперу, – говорит первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин, – опер – к дознавателю или следователю, а те тоже отказывались брать заявление. В результате гражданину приходилось идти в прокуратуру и оставлять свое заявление там. А сейчас любое должностное лицо в правоохранительных органах обязано принять это заявление. И милиционер-опер не сможет сказать, что данное преступление не относится к его компетенции. Если у человека украли сумку, то он может обратиться с заявлением о краже даже в пожарную часть или судебные органы».
Тем не менее не каждый пожарный, судебный пристав или фээсбэшник может принять заявление. Должностным лицом считаются оперативники, следователи, дознаватели, прокуроры, а также судьи. «Так что обращаться к пожарным, которые тушат соседний дом, бессмысленно, – объяснил «Новым Известиям» начальник управления Генпрокуратуры РФ по надзору за процессуальными действиями органов внутренних дел Александр Кизлык. – Однако у пожарных есть свои дознаватели и следователи, которые выясняют, по каким причинам произошел пожар. Вот они-то и примут ваше заявление. Либо можно обратиться в пожарную часть к дежурному или начальнику части и его заместителям».
Гражданину обязаны выдать на руки документ о принятии заявления с указанием даты и времени, а также данных того, кто принял заявление. Далее должностное лицо обязано незамедлительно зарегистрировать заявление в Едином журнале учета преступлений в своем ведомстве, а затем передать его в милицию. Силовики обещают на каждое преступление заводить наблюдательную карточку, где будет отображаться ход дела – кто его ведет, что делается, и вплоть до судебного решения.
Впрочем, уже сейчас большинство вопросов по поводу приказа остаются без ответов. Как граждане будут получать информацию о продвижении его заявления из пожарной части в милицию? Сколько времени это займет?
«Это нововведение не ускорит рассмотрение заявлений, – уверен адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Александр Арутюнов. – Ведь преступлениями будет все равно заниматься милиция, значит, туда заявление и надо нести, а не в пожарную часть. Пока заявление дойдет до милиции, пройдет какое-то определенное время. А ведь лучше всего дела расследуются «по горячим следам». Для пожарных или судебных приставов принятие заявлений будет побочным делом, и они будут в лучшем случае относиться к нему с прохладцей. Ничего хорошего не будет».
Недоуменно о нововведении отозвались в дежурной части Управления по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Москвы: «Преступления – это же не наше дело! Нам ничего пока об этом не известно».
Впрочем, авторы приказа сами признаются, что он подготавливался не для граждан. В первую очередь они заботились о статистике. «Нам нужно обеспечить статистику, приближенную к реальности», – сказал Александр Кизлык.