Posted 22 января 2006, 21:00
Published 22 января 2006, 21:00
Modified 8 марта, 09:22
Updated 8 марта, 09:22
По словам г-на Сафонова, биржевики и специалисты Росгидромета уже приступили к разработке различных спецификаций фьючерсов. Возможную популярность новых бумаг он объяснил тем, что погода – основной фактор, влияющий на хозяйственную деятельность таких отраслей, как транспорт, строительство, электроэнергетика, угольная промышленность, нефтегазовый комплекс и другие. Но в первую очередь этот вариант страхования должен быть востребован в аграрном секторе. «Фьючерс на погоду поможет российским сельхозпроизводителям избежать финансовых потерь и сделать их бизнес более стабильным», – полагает президент РТС.
Фактически фьючерсный контракт на погоду будет выглядеть как прогноз по тому или иному показателю (температура воздуха, количество осадков и т.д.) на конкретную дату или отрезок времени. Его стоимость в оговоренный заранее срок будет зависеть от разницы между предсказанной цифрой и ее реальным значением. То есть, если некая фирма приобретает бумагу, в которой предсказываются, например, засуха летом или сильные морозы зимой, то в случае совпадения прогноза с реальностью она заработает на этом фьючерсе, что позволит ей в той или иной мере компенсировать ущерб от неблагоприятных погодных условий.
Торговля погодой – для нас дело абсолютно новое. На Западе же к ней уже давно привыкли. Впервые торги по таким контрактам состоялись в 1999 году на Чикагской товарной бирже. Тогда только что возникший рынок контролировался в основном энергетическими компаниями, в частности, скандально известной Enron. Однако впоследствии к делу подключились фермеры, транспортники, страховые компании и инвестиционные банки, а география сделок охватила Европу, Австралию и ряд стран Латинской Америки.
В 2004 году объем мирового «погодного» рынка оценивался в 11,8 млрд. долларов. Существуют контракты со сроками исполнения от недели до нескольких лет стоимостью от нескольких десятков до тысяч долларов, которые покрывают риски объемом от 100 тыс. долларов и выше. Одним из наиболее курьезных случаев в короткой истории рынка стало предложение японской страховой компанией прогноза на цветение сакуры – слишком позднее или дождливое. Между тем специалисты считают, что бурного роста нового рынка ожидать в ближайшее время вряд ли следует. Связано это с тем, что консервативные по своей природе предприятия АПК неохотно используют даже классические схемы страхования, а необычная для нашей страны новинка будет, вероятно, внедряться с еще большим скрипом.