Напомним, что конфликт вокруг норвежского лосося начался прошлой осенью. Тогда, после задержания российских рыболовных траулеров, Минсельхоз ввел запрет на ввоз красной рыбы с 4 норвежских рыбозаводных фирм, мотивируя это тем, что в ней обнаружено повышенное содержание свинца и кадмия. Норвегия попыталась это решение оспорить, но в ответ наши чиновники запретили ввоз охлажденного лосося из этой страны полностью. Мороженую рыбу трогать не стали.
«На рынке сейчас царит хаос, – сообщил «НИ» один из импортеров охлажденной рыбы, пожелавший остаться неназванным. – Раньше 95% всей закупаемой нашей компанией рыбы составляла охлажденная рыба, теперь мы вынуждены перейти на замороженную и заниматься поисками новых поставщиков, ведь в рестораны такой продукт не берут, им нужен свежий. Хотя некоторые участники рынка привозят в Россию замороженную рыбу, размораживают ее, а потом продают как охлажденную». В качестве альтернативного поставщика, по словам собеседника «НИ», сейчас рассматривается Шотландия, однако британский лосось обойдется российским импортерам дороже примерно на 1 доллар за килограмм.
Что касается замороженной рыбы, то она на фоне запрета немного подорожала, по оценкам экспертов, до 10%. «Российские импортеры находят пути ввоза охлажденного лосося из Норвегии в обход запрета, – рассказала «НИ» менеджер по закупкам компании «Оргхим-Экология» Татьяна Кузьмина. – К примеру, они маркируют норвежскую рыбу как прибалтийскую. Я не удивлюсь, если данные статистики покажут, что в начале 2006 года в Эстонии сказочно возросли производство и экспорт лососевых рыб в Россию, хотя обычно оба этих показателя ничтожно малы».
Несмотря на заявления чиновников о том, что запрет продиктован исключительно заботой о здоровье россиян, мало кто сомневается в том, что настоящие причины носят политический характер. «Можно подумать, что если рыбу, напичканную свинцом, заморозить, то весь металл из нее вытечет и останется в Норвегии на переплавку», – иронизирует анонимный собеседник «НИ». Этот аргумент приводит и Татьяна Кузьмина, добавляя, что рыба, поставляемая в Россию и страны Евросоюза, выращивается в одних и тех же садках. «Любая продукция, поступающая на рынок европейских стран, проходит очень жесткий контроль, поэтому поводов для сомнений в чистоте норвежской рыбы нет», – утверждает г-жа Кузьмина. Более того, наши фитосанитарные власти спокойно разрешают ввоз в Россию тех товаров, которые запрещены к распространению в Европе. По словам собеседника «НИ», это касается тех же прибалтийских шпротов. Кстати, по данным Фонда дикой природы, норвежский лосось никогда не вызывал у экологов претензий в части повышенного содержания металлов.
Относительно того, какие именно цели преследуют наши власти, ограничивая поставки в Россию норвежской красной рыбы, существует несколько версий. В последние годы мы ее очень активно покупали. В 2004 году сумма закупок составила 120 млн. долларов. Ежегодный рост импорта составлял 50–60%. По данным норвежского комитета по экспорту рыбы, наша страна входит в тройку лидеров по импорту лосося. При этом руководитель Федерального агентства по рыболовству Станислав Ильясов не раз говорил о том, что значительная часть поставляемой к нам из-за рубежа рыбы – российского происхождения. По его данным, около 70% вылова в экономической зоне России нелегально уходит за границу, а потом возвращается в виде импорта. В числе стран, куда отечественные рыболовы продают улов, называлась и Норвегия. Поэтому не исключено, что нынешними запретами РФ решила остановить отток отечественной рыбы за рубеж.
Однако наиболее вероятной причиной эксперты называют конфликт из-за прибрежных вод архипелага Шпицберген, за право рыбачить в которых ведут борьбу оба государства. «Окончания проблем со ввозом лосося можно ожидать после того, как прибрежные воды поделим, – говорит анонимный собеседник «НИ». – Пока же какие-либо прогнозы, касающиеся ситуации на рынке, делать сложно».
Некоторое время назад об этом говорил и исполнительный директор Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Геннадий Чурсин, который в целом действия российских властей поддерживает. По его словам, если мы ограничим поток этого импорта, норвежской экономике мало не покажется, и тогда они и о своих претензиях на Шпицберген забудут. Однако, по мнению Татьяны Кузьминой, наши чиновники пока пытаются только припугнуть Норвегию. «Если бы они запретили ввоз норвежской сельди, скумбрии и камбалы, то это был бы скандал не менее громкий, чем запрет на ввоз американских куриных окорочков», – полагает эксперт.
В российско-норвежский «лососевый спор» вмешался Евросоюз