– Василий, в Эстонии вы одержали первую международную победу в олимпийском сезоне. Что значил этот успех?
– Я очень ждал этой победы, и она пришлась как нельзя кстати. Прежде всего с психологической точки зрения. Пусть в состав олимпийской сборной я уже попал, первое место на этапе Кубка мира добавило уверенности в своих силах. Ну и другие пусть не забывают – у российской сборной есть свои козыри!
– В целом подготовка к Играм проходит нормально?
– По графику. Все цели, которые поставили на сезон, пока что выполняем. Вот, скажем, в Отепя я надеялся на хороший результат. Победу я, конечно, заранее не прогнозировал, но и не удивился ей. Результат гонки с масс-старта в Валь-ди-Фьемме тоже был вполне предсказуем. Во-первых, не моя дистанция, а во-вторых, экономил силы на эстафету. Ее нужно было отработать. Остальные ребята, которые готовятся у Юрия Бородавко, также не испытывают проблем, форму не форсируют, так что все идет по плану.
– Спортивные чиновники уже расписали, кто, сколько и какого достоинства медалей должен завоевать для страны. А у вас есть личный медальный план?
– Распланировать медали они распланировали, но ведь не чиновники решают, кто и какую награду завоюет. На Олимпийских играх я планирую участие в эстафете, классической «пятнашке» и в двух спринтах. Как там все сложится, никому не известно. Но за свой настрой и настрой ребят я ручаюсь.
– Кто из мужской команды, на ваш взгляд, может проявить себя на Олимпиаде?
– Мне кажется, у нас складывается интересная эстафетная четверка – Евгений Дементьев, Николай Панкратов, Сергей Новиков и я. Ребята уже находятся в неплохой форме и продолжают набирать обороты. Уверен, что не только в эстафете, но и каждый по отдельности может выстрелить.
– Но на этапах Кубка мира, кроме вас, только Дементьев и Новиков в призах финишировали. И то по одному разу...
– Этапы Кубка мира – лишь контрольные старты на пути к главной цели года и, если хотите, всего четырехлетнего цикла. Кубок мира или какие-то другие старты – это все второстепенно, если сравнивать с Турином.
– Что для вас победа на Олимпийских играх – престиж, слава, может быть, деньги?
– Личная слава, ответственность за страну... Финансовая сторона тоже важна... Трудно сделать акцент на чем-то одном. Но прежде всего Олимпиада – это вершина, которую очень трудно покорить, главнейший старт в жизни любого спортсмена.
– Выиграв Олимпиаду, можно потом, что называется, и «закурить»?
– И такое бывает, конечно. У меня подобная ситуация случилась в прошлом году. После победы на чемпионате мира я выпал из обоймы, очень неудачно выступал на этапах Кубка мира. Проигрывал всем тем, кого обыгрывал в начале сезона, и старания мои были напрасны – сил не хватало. Но это не самое страшное, ведь главную цель прошлого года я выполнил. Победа в Оберстдорфе все перекрыла. В этом году самый важный старт будет в Турине. И если честно, как сложатся события в нынешнем сезоне после Олимпиады, меня не волнует.
– Турин – не первая ваша Олимпиада. Вы бежали две гонки в Солт-Лейк-Сити в 2002-м. Какие впечатления остались?
– В первую очередь, это был уникальный опыт. И сейчас гораздо легче будет выступать в Турине. Я знаю, что такое Олимпиада, знаю уровень ее психологического и физического напряжения. Рад, что ребята, которые поедут со мной в Италию, прошли прошлогодний чемпионат мира. База, закладывающаяся на соревнованиях подобного уровня, необходима для успешного выступления.
– Знакомы с трассой в туринском Праджелато?
– Да, два года назад бежал там на этапе Кубка мира. Трасса очень тяжелая, поскольку расположена в гористой местности. Но условия для всех одинаковы.
– Кстати, вы чемпион мира в спринте классическим стилем, а в Турине индивидуальный спринт будет свободным. Для вас это важно?
– Будет еще и классический спринт в команде. Для меня на самом деле предпочтительнее «классика» – и нравится больше, и получается лучше. Но готовимся и к другим дистанциям.
– Универсализация процесс общемировой?
– Не сказал бы. В Норвегии, Швеции, Финляндии, Германии есть достаточно четкое разделение между гонщиками и спринтерами. Две разные команды. Но, понимаете, я сам не хочу отказываться от гонок или от спринтов, поэтому и работаю на два фронта. Не хочу, чтобы во мне погиб гонщик, и душить в себе спринтера тоже не испытываю желания.
– Телеканал «Спорт» показывает все этапы Кубка мира по биатлону, а лыжные гонки игнорирует. Не обидно?
– Нет. Я все прекрасно понимаю – биатлон более зрелищный вид спорта, там более интересная картинка. Хотя медали что в лыжных гонках, что в биатлоне, что в любом другом олимпийском виде спорта одни и те же, и зарабатываются очень большим трудом. У каждого вида спорта своя аудитория, свой болельщик. Я не могу жаловаться на отсутствие или недостаток таковых у лыжных гонок.
– Интересно, а сами смотрите биатлон по телевизору?
– Смотрю многие зимние виды, в которых участвуют наши соотечественники, переживаю. С биатлонистами же мы очень хорошо знакомы, поддерживаем их, как и они нас. Никаких проблем нет.
– Клуб вашего отца в Сыктывкаре одной из своих задач ставил популяризацию лыжного спорта в стране. Он справляется с этой целью?
– Моя прошлогодняя медаль стала очень сильным толчком в развитии спорта в Коми. На самом деле я очень рад, что смог привезти в республику этот титул. Тогда у меня были очень сильные чувства, гордость за родину, что ли. Может, это нескромно прозвучит, но мне кажется, удалось как-то встряхнуть людей. На чемпионате России в Красногорске в конце декабря три золотые медали из трех, которые разыгрывались в мужской части программы, уехали в Коми! В нашей республике лыжный спорт на подъеме, народ реально увлекся спортом, газеты о нем много пишут…
– Появление различных видов спринта, масс-стартов – все эти изменения направлены на повышение интереса к лыжному спорту. А что-то еще, на ваш взгляд, можно придумать?
– В международной федерации есть специальная группа людей, которая занимается такого рода придумками. Не знаю, известно ли вам, что уже в следующем году будет проведен «Тур де Ски». Это некий аналог многодневных велогонок. В течение восьми дней в разных местах состоится семь гонок, после чего будет определен победитель всего марафона. Думаю, что это будет достаточно увлекательное зрелище.
– Вы собираетесь участвовать?
– Есть такое желание.
– А смешанная женско-мужская эстафета когда появится?
– Она же раньше была, а потом по каким-то неведомым мне причинам ее исключили из официальной программы. Думаю, что она скоро вернется. В спринтах смешанная эстафета обязательно должна проводиться. Многое еще можно придумать…