Posted 15 января 2006, 21:00
Published 15 января 2006, 21:00
Modified 8 марта, 09:25
Updated 8 марта, 09:25
В минувшую субботу представители автомобильных клубов, объединяющих любителей американских машин, и просто неравнодушные граждане собрались на Воробьевых горах в Москве, чтобы обсудить стратегию и тактику борьбы с новыми правилами. Поводом к экстренной встрече стали случаи вымогательства сотрудниками ГИБДД денег у водителей автомобилей made in USA.
Дело в том, что 14 декабря прошлого года правительство России недрогнувшей рукой своего председателя Михаила Фрадкова одобрило изменения в Правила дорожного движения. Основные положения: детей до 12 лет разрешается перевозить только в специальных креслах, вне городов необходимо круглосуточно включать ближний свет, запрещено обгонять всевозможные спецмашины с включенными мигалками. Но главный сюрприз скрывался в незаметном вроде бы пунктике, определяющем законность тех или иных световых приборов автомобиля. Фары и передние габаритные огни должны быть только белого цвета, задние поворотники – только желтого или оранжевого.
Однако из этого маленького пунктика выросла гигантская буря страстей, захлестнувшая владельцев 3 млн. автомобилей, до этого законно передвигавшихся по территории России. Практически все машины, импортированные из США и Канады (причем не только американского производства), оказались под запретом. Ведь у них спереди установлены желтые габариты, а сзади – красные поворотники. При этом новые правила начали действовать уже с 1 января. То есть на «исправление недостатков» миллионам автолюбителей государство отвело всего лишь две предновогодние недели. Более того, ГИБДД не соизволила даже поставить людей в известность об этих изменениях.
Тем не менее уже в начале января на постах ДПС начали «трясти» владельцев «неправильных» машин. И тут их поджидал еще один неприятный сюрприз: оказалось, что гаишники подводят «световое» нарушение под 3-ю часть статьи 12.5 Административного кодекса (КоАП), которая предусматривает... лишение прав на срок от 6 месяцев до года с конфискацией указанных приборов. «Меня остановили на въезде в Москву, – рассказал «НИ» хозяин «Крайслера» Валерий. – Гаишники объяснили, что по новым правилам моя оптика запрещена, и хотели отобрать права. Я пытался спорить, но они показали даже распечатку правительственного постановления и соответствующую статью в КоАП. Впрочем, по их лицам было видно: можно договориться. Торг они начали с 250 долларов, но у меня столько не было, сошлись на 2 тыс. рублей. Когда я отъезжал, они остановили еще два «Форда».
Сейчас жертвы новых ПДД задаются вопросом: почему в одночасье они, законопослушные люди, добросовестные приобретатели собственности, оказались вне закона? Еще повезло тем, кто может найти для своих машин адаптированную для Европы оптику и поменять запрещенные фары. Правда, эта операция влетит в копеечку: замена световых приборов на «Форд Фокус», к примеру, стоит в районе тысячи долларов. Для более дорогих внедорожников и лимузинов цена, естественно, возрастает в несколько раз. Но многие люди оказались в по-настоящему безвыходной ситуации.
«В апреле 2005 года я купил себе «Меркьюри Сэйбл» 2001-го года выпуска, – пожаловался «НИ» москвич Михаил Чунин. – Мне очень нравятся американские машины, в них есть душа. Я заплатил государству почти 7 тыс. долларов таможенной пошлины, выкладывал деньги и за регистрацию, и за техосмотр. Его я, кстати, прошел совершенно законно, не покупал талон на стороне. И вдруг такое! Фактически государство запретило эксплуатацию моей машины. Ведь европейских аналогов ей нет, она производится только в США. Можно, конечно, заняться «колхозным тюнингом»: выпиливать самому из пластика фары, лезть в электропроводку, красить лампочки. Но ведь это называется «внесением изменений в конструкцию транспортного средства» и также запрещено законом. Да это просто опасно! Что же получается в итоге? Одной рукой чиновники берут у людей огромные, я считаю, деньги за право пользоваться машиной, а другой лишают их этого права. Ведь никто же не собирается возвращать мне теперь все пошлины и налоги».
На Воробьевы горы в субботу приехало около 250 машин. Были там и огромные джипы, и длиннющие «кадиллаки», и семейные мини-вэны, и вызывающие всеобщее восхищение спорткары. Объединяло их одно: повязанная на антенну красная ленточка. Именно она стала символом протеста. Таким же, каким была оранжевая лента для любителей праворульных автомобилей, в мае 2005 года выехавших на улицы российских городов. Они выражали свое негодование против планов правительства запретить эксплуатацию «японок». После того как многотысячные колонны «тойот» и «ниссанов» проехали по улицам большинства российских городов, чиновники пошли на попятную. Теперь «американцы» перенимают у «японцев» опыт организации подобных акций. К решению проблемы подключили и общественную организацию «Свобода выбора», созданную после майских протестов автолюбителями-энтузиастами.
Настроены обладатели запрещенных машин решительно. Масштабная демонстрация автомобильного протеста назначена на конец января. Определились и с требованиями.
«Необходимо внести еще одну поправку, которая разрешала бы световые устройства, предусмотренные заводом-изготовителем, а не установленные кустарно. Мне кажется, чиновники, разрабатывавшие это постановление, просто действовали непрофессионально», – считает московский юрист Максим Гусев, хозяин потрясающе красивого «Форд Мустанга».
Эта точка зрения имеет под собой достаточно оснований. Ведь по многочисленным заверениям руководителей ГИБДД, основной мишенью этого закона были всевозможные полусамопальные световые устройства, в народе прозванные «синими писалками». Действительно, «Жигули», разукрашенные в лучших традициях цыганской эстетики синими фарами, зелеными габаритами, голубыми отражателями и красными противотуманками, создают на дороге аварийную ситуацию. Увидев такую «красоту» в зеркало заднего вида, нормальный водитель на несколько секунд может потерять концентрацию и контроль над машиной. Другая заявлявшаяся цель – борьба с незаконно установленными спецсигналами. Однако в ту же струю неожиданно попали и «американцы», что дало «оборотням с палочкой» возможность безнаказанно измываться над людьми.
«Еще Столыпин предлагал ввести для чиновников экзамены, но идею эту прокатили. А надо бы, – продолжает Максим Гусев. – Иначе как обыкновенным российским головотяпством я это распоряжение объяснить не могу. Кто-нибудь думал о последствиях? Ведь эти изменения мешают мне в осуществлении моих законных прав – легально переделать оптику моего «Мустанга» физически невозможно. Значит, мне обязаны вернуть деньги за ОСАГО (я ведь лишен права пользоваться машиной), транспортный налог, таможенную пошлину. Вообще вызывает изумление то, каким образом были приняты эти поправки: втайне, без публичного обсуждения и оповещения».
Похоже, спохватились и государственные власти. В минувшую пятницу депутаты Госдумы поручили комитету по конституционному законодательству и государственному строительству, а также комитету по безопасности запросить в правительстве информацию о причинах столь поспешного принятия постановления.
Пока же эксперты советуют владельцам американских машин получше изучить законы, чтобы не давать себя в обиду инспекторам ДПС. Ничего хорошего в правительственном решении они также не усматривают.
«Это нововведение носит, скорее всего, чисто пиаровский характер, – заявил «НИ» известный московский адвокат и защитник прав автолюбителей Леонид Ольшанский. – В конце прошлого года президент потребовал навести порядок на дорогах. Вместо длительных мероприятий, которые требуют много денег, ГИБДД, видимо, решила быстренько протолкнуть такие изменения, чтобы показать свою работу. Но ведь право граждан на пользование их собственностью гарантировано 35-й статьей Конституции России. А ГАИ хочет лишить их этого права».
Впрочем, валить все на сотрудников ГИБДД тоже нельзя. Во время субботнего сбора «американцев» один из инспекторов ДПС, приехавший разобраться с непонятным сборищем, долго объяснял окружившим его автомобилистам, что лично он не будет «докапываться» до их машин. «Главное, чтобы техника была исправной, а какого цвета фонарики – для меня не важно», – откровенничал он. Впрочем, самые внимательные заметили, что приехал инспектор на «Шевроле». С незаконными желтыми габаритами.
PS. «Новые Известия» будут следить за развитием событий. Мы убеждены, что постановление правительства грубо нарушило права миллионов граждан России, и намерены добиваться справедливости. Мы приглашаем к дискуссии о выходе из сложившейся ситуации представителей всех заинтересованных сторон: разработчиков документа, руководителей ГИБДД, экспертов, лидеров автомобильных клубов и объединений.
ИЗ ПИСЕМ ВЛАДЕЛЬЦЕВ «НЕПРАВИЛЬНЫХ» АВТОМОБИЛЕЙ В РЕДАКЦИЮ «НИ»:
– Русский человек долго терпит, а потом все крушит (иногда и лишнее). Не собирался менять и не буду ничего менять на своей машине, это возможно лишь только в случае, если они вернут мне деньги за таможенную пошлину при ввозе.
Константин СУСЛИН
– Я владелец американского авто с красными фонарями сзади и желтыми габаритами спереди. Я ездил на «ВАЗах», «ГАЗах» и всей нашей автотехнике – и никогда больше не куплю такую машину. Но нас всех заставляют делать это.
Дмитрий ИВАНОВ
– У меня две американские машины: «Форд Таурус» и «Форд Эксплорер». Последние изменения ПДД коснулись их ровно наполовину (правда, половину худшую): сзади со светом все нормально (поворотники желтые), а вот спереди – габариты не по ГОСТу (желтые). Обе машины ввезены в Россию легально, куплены через автосалоны, я плачу за машины налоги, прохожу техосмотр. Почему я, законопослушный гражданин, оказываюсь вне закона, только потому, что купил американскую машину? Почему такие машины разрешают ввозить в страну? Почему я должен поставить их ржаветь во дворе (что тоже запрещено) или корежить их переделками (кстати, одной из причин покупки именно американских машин был их необычный внешний вид)? Последняя машина («Эксплорер») куплена мною в кредит, по которому я буду платить еще пять лет, не пользуясь машиной.
Правительство России (даже не могу написать «наше правительство», поскольку оно теперь не мое) совершенно не считается с интересами граждан России (стоит вспомнить попытки запретить «праворукие» машины, попытки в 5 раз увеличить налог с владельцев ТС). Больше я на выборы не ходок.
Иван МАТКОВ
– У меня не «американка», а автомобиль отечественного производства, собранный в Калининграде, – «Киа Авелла Дельта», сертифицированная для сборки и продажи в России. Страна-производитель – Россия, год выпуска 1998-й. Передние габариты – желтые (совмещенные с поворотниками). Так вот за один день абсолютно законная машинка стала грозить своему владельцу лишением прав.
Николай МИЛЯЕВ
– У меня «Форд Краун Виктория» 1992 года, у отца «Меркьюри Кугар» 1991-го, оба автомобиля – 100% американские, то есть на них в природе не существует «европейской» оптики. И что получается? Мы ее не можем заменить на «внешние световые приборы от транспортных средств других марок и моделей» – нет подходящих. Если переделать своими руками – то «используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора» и «расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства». Короче, такое впечатление, что чего бы ты ни делал, все равно будет к чему прицепиться.
В общем, правительство наше (как всегда) приняло какую-то фигню, которая создает людям дополнительные проблемы, а практического смысла не имеет. Разве что для гаишников...
Антон САФРОНОВ
КАКИЕ ЕЩЕ АВТОМОБИЛИ «ПОПАЛИ ПОД СТАТЬЮ»
Любимый вопрос автолюбителей сегодня: что будет делать ГИБДД Москвы со служебными автомобилями «Форд Краун Виктория», которыми пользуются сотрудники ДПС? Этот действительно отличный автомобиль, на котором ездят и американские полицейские, не имеет европейских аналогов, поэтому законным путем его оптические приборы не переделать.
Другой популярный вопрос: как теперь гаишники откажут в прохождении техосмотра автомобилю «ГАЗ-21», принадлежащему президенту России Владимиру Путину? Именно на этой машине глава государства на глазах у всей страны катал по своей подмосковной резиденции американского коллегу Джорджа Буша. Световые приборы «двадцать первой «Волги» также не соответствуют новым Правилам дорожного движения.
Непонятно, что теперь делать владельцам компаний, сдающих в аренду лимузины для свадеб и других торжественных мероприятий. Большинство таких машин – американские «линкольны», не поддающиеся легальной переделке под российские стандарты.
Под запрет подпадают также «Жигули»-«копейки», имеющие «неправильную» оптику, старые советские грузовики, некоторые модели «Сааб», а также ряд престижных иномарок, вроде «БМВ Х5» новой серии, оснащенных желтыми габаритными огнями спереди. На какое-то время без охраны на дорогах, видимо, придется остаться и многим российским политикам и бизнесменам, в кортежах сопровождения которых имеются мощные американские внедорожники «Шевроле Сабурбан» или «Форд Экспедишн».
КАКИЕ СВЕТОВЫЕ ПРИБОРЫ НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ С 1 ЯНВАРЯ
Спереди – противотуманные фары с огнями любого цвета, кроме белого или желтого, указатели поворота с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, а световозвращающие приспособления – любого цвета, кроме белого;
сзади – фонари заднего хода и освещение государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, указатели поворота с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, а световозвращающие приспособления – любого цвета, кроме красного;
сбоку – световые приборы с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, а световозвращающие приспособления – любого цвета, кроме желтого или оранжевого.
Из постановления правительства РФ № 767 от 14 декабря 2005 года