Следствие выяснило, что почти три десятка посредников, разбросанных по всему миру, добывали зарубежные заказы для концерна с помощью подкупа высоких должностных лиц. На взятки и комиссионные агентам «Эрикссон» потратил в конце 90-годов более полумиллиарда долларов. Четвертая часть этих денег ушла на «подмазку» пока неизвестных следствию лиц, которые помогли шведской компании получить заказ на поставку электронных сигнальных систем для российских железных дорог. Русский контракт стоимостью около 400 млн. долларов получил в 1996 году австрийский филиал «Эрикссона». Российская сторона взяла кредит в Австрийском банке, гарантом которого выступила дочерняя компания «Эрикссона». В 1998 году в нашей стране случился кризис, российский партнер шведов перестал выплачивать банку проценты за кредит, и банк призвал к ответу гаранта сделки – дочернюю фирму «Эрикссона». Эта компания была не в состоянии быстро погасить задолженность, нависла угроза банкротства, и головное предприятие, чтобы ликвидировать панику и поддержать свою репутацию в деловом мире, бросилось на выручку «дочки». «Эрикссону» было важно скрыть гигантский провал в России, чтобы не всполошилась биржа, и с Австрийским банком заключили сделку. Тот не поднял шума и получил за это весь долг, разделенный на несколько порций и проведенный по статье «спонсорские расходы».
Если конечный пункт назначения «спонсорских расходов» налоговая инспекция Швеции установила легко, то миллиарда крон (более ста миллионов долларов) комиссионных, отправленных лицу или лицам, открывшим «Эрикссону» доступ к российским железным дорогам, найти пока не удается. В деловых бумагах указано только, что миллионы пошли «торговому агенту» в качестве награды за сделку, однако по бухгалтерии эти деньги не прошли. «Мы не знаем, кто стал получателем. На «Эрикссоне» говорят лишь одно – миллионы пошли торговому агенту», – признается на страницах газеты «Экспрессен» чиновник налогового ведомства Ян Сунделиус, проводивший проверку.
Понять молчание руководителей концерна можно, поскольку уже известны случаи оплаты этой компанией услуг высших должностных лиц ряда стран. Например, за получение заказа в Югославии «Эрикссон» щедро оплатил заграничную учебу дочери вице-премьера правительства этой страны.
Российский провал шведов и загадочное исчезновение миллиарда крон стали известны случайно. В 2000 году с газетой «Экспрессен» связался итальянский предприниматель Федерико Маркеллуни, сообщивший, что может раскрыть тайную сеть «подмазки», созданную «Эрикссоном» по всему миру. Потоки взяток контролировал адвокат «Эрикссона» в Швейцарии Рикард Риттер, предложивший как-то своему итальянскому приятелю непыльную работу. Тот выставляет «Эрикссону» гигантские счета за некие экспертные услуги, а шведы исправно переводят деньги на номерные швейцарские счета. Маркеллуни заработал таким образом в течение 1998–1999 годов более 20 млн. долларов, не ударив пальцем о палец. Львиная доля этих денег передавалась Риттеру, а Маркеллуни оставлял себе свой процент. Как выяснилось, таких «экспертов» у «Эрикссона» были десятки. С их помощью удавалось увести от налоговой инспекции деньги, предназначенные для взяток нужным людям за рубежом.
Следствие по коррупции в «Эрикссоне» только началось. Завершить его должны к концу следующего года. Возможно, тогда и выяснится, кто же в нашей стране был таинственным получателем ста миллионов долларов за лопнувшую железнодорожную сделку.
Большинство россиян считают власть слабой и коррумпированной