Posted 13 декабря 2005, 21:00
Published 13 декабря 2005, 21:00
Modified 8 марта, 09:18
Updated 8 марта, 09:18
Партийно-политический кризис в Израиле, последовавший за эвакуацией еврейских поселений с части оккупированных палестинских территорий, обнажил все интриги и противоречия, разъедавшие в последнее время основные общественные силы страны. Поражение теперь уже экс-лидера «Аводы» вице-премьера Шимона Переса на ноябрьских внутрипартийных выборах и рост правой оппозиции в «Ликуде» побудили главу правительства Ариэля Шарона совершить то, что местные политологи поспешили назвать «политическим землетрясением». Вместе с группой преданных ему депутатов кнессета он покинул родной «Ликуд» и в конце ноября провозгласил создание новой партии, назвав ее «Кадима» («Вперед»). Начался бурный рост партийных рядов, причем в «Кадиму» вскоре перешел сам председатель «Ликуда» Цахи Анегби, а на днях за ним последовал министр обороны Шауль Мофаз.
Неверно полагать, что Ариэль Шарон создал «Кадиму» исключительно под себя. В принципе у него остался немалый ресурс в «Ликуде». Ведь эту партию он сам же и «породил» в далеком 1977 году из правых организаций, групп и движений. Шарон, будучи лидером «Ликуда», никогда не покинул бы его ряды, если бы не понимал обреченность партии, не желающей замечать изменений, происходящих не только на Ближнем Востоке, но и в мире в целом. Ведь до последнего времени платформа «Ликуда» состояла почти исключительно из многочисленных «нет».
«Нет» – палестинскому государству. «Нет» – переговорам под огнем. «Нет» – диалогу с экстремистами.
«Авода» в свою очередь все больше левела. Профсоюзный лидер Амир Перец (с характерным прозвищем Красный Перец), победивший в борьбе за партийное лидерство легендарного Шимона Переса, уделяет внимание почти исключительно социальным проблемам. Политика для него, конечно же, дело не десятое, но, несомненно, второстепенное. С наивностью новичка он неожиданно выступил против «Дорожной карты». Этот план, разработанный международными посредниками и утвержденный Генассамблеей ООН, не понравился Перецу потому, что в нем предусмотрено первоначальное создание «временного палестинского государства». Перец же считает, что следует сразу создавать палестинское государство в постоянных границах.
В свою очередь лауреат Нобелевской премии мира Шимон Перес подался вправо и стал союзником Шарона, бывшего непримиримого «ястреба». Благодарный премьер готов предоставить Пересу любой пост в случае победы «Кадимы» на выборах 28 марта будущего года. Сегодня нобелевскому лауреату неловко, да и просто несолидно вступать в «Кадиму». Все-таки он противостоял Шарону не один десяток лет. Но Перес – личность знаковая. Стоило ему заявить о поддержке премьер-министра, как в «Кадиму» начали переходить все новые активисты «Аводы».
Перес и Шарон – люди весьма пожилые. Им политического и жизненного опыта не занимать. Но, несмотря на возраст, они не разучились учиться. Причем не только на чужих, но и на своих ошибках.