Posted 12 декабря 2005, 21:00

Published 12 декабря 2005, 21:00

Modified 8 марта, 02:30

Updated 8 марта, 02:30

Ясен Засурский

12 декабря 2005, 21:00
В воскресенье традиционную редакционную летучку, на которую мы приглашаем известных политиков, писателей, экономистов, режиссеров, посетил человек, известный всем пишущим людям. Это бессменный декан факультета журналистики МГУ Ясен ЗАСУРСКИЙ. Почти половина сотрудников «Новых Известий» – его ученики, выпускники журфака

– Ясен Николаевич, вы делали из нас газетчиков. Но многие говорят сегодня, что время бумажных СМИ уходит. Наступает глобальная эпоха Интернета.

– Я не думаю, что это так. Я читал опубликованное у вас интервью с Антоном Носиком, который много знает об Интернете и который считает, что за ним будущее, и могу сказать, что не совсем с этим согласен. Если что-то уходит, так это новостные газеты. Сегодня люди узнают новости по радио и телевидению. Какой смысл спешить с новостями, если достаточно разместить новость в Интернете и она тут же станет известна всем. Но чем будут газеты всегда сильны, так это интерпретацией событий. Сила печатного слова в анализе происходящего, Интернет дать такой анализ не в состоянии. Многим газетам, мне кажется, именно этого недостает – аналитики. Ведь газета помогает понять, что такое наша страна сегодня. Многие, например, до сих пор думают, что Россия – это что-то вроде СССР. На самом деле Россия – это капиталистическая страна, и управляет ею не правительство, а те, на кого правительство делает вид, что нападает. И газета должна это разъяснять. На Западе это, между прочим, хорошо понимают. Сегодня в США, например, где любят читать в основном городские новости, стала популярна общенациональная газета USA Today (она внешне похожа на вашу пятничную толстушку), которая публикует достаточно много аналитики во всех областях – экономика, политика, культура. В том числе и в спорте – она содержит в штате трех спортивных аналитиков. В газете уверены, что, где бы ни находился американец, он должен иметь возможность прочитать, как играет его любимая команда.

– Сегодня российские газеты делятся на так называемые массовые и качественные. Получается, эти два понятия нельзя совместить?

– У англичан есть газета Daily Mail – нечто среднее между массовой и качественной газетой. Мне кажется, вы пытаетесь сделать нечто похожее: пишете и о том, что волнует миллионы людей, и о том, что может быть интересно только узкому кругу интеллигенции. Например, публикуете мемуары Владимира Войновича, антологию Евгения Евтушенко, рассказываете о театре, у вас много интервью с писателями уровня Аксенова – эти материалы крайне интересны образованному человеку. Правда, есть опасность, что многие люди эти страницы будут просто пролистывать, дело в том, что растет поколение, для которого эти имена мало что значат. Они и, кто такой Карл Маркс, например, не знают. Я могу судить по своим студентам: для них кумиры нашей молодости – зачастую пустой звук. Для них Евтушенко все равно что для нас когда-то граф Витте или Николай II.

Еще один ваш плюс то, что вы не оставляете без внимания жизнь стран СНГ. Сегодня мало кто об этом пишет. Но вот глубоких материалов о жизни дальнего зарубежья не хватает. Например, вы могли бы заинтересовать читателя публикациями о Китае. Это интереснейший регион, и если, например, Англия в XIX веке была мировой мастерской по производству машин, то Китай сегодня – мировая пошивочная мастерская, с которой никто не смеет портить отношения. Наши люди не совсем понимают тех процессов, которые там происходят. А происходит мощнейший технологический рывок, и это резко контрастирует с российской жизнью, которая временами пугает тем, что многие здесь пытаются сознательно уходить в средневековье. Кстати, о Китае. Я вам могу сказать, что вас с большим интересом читают наши студенты-китайцы, их у нас 180 человек на факультете. У них, конечно, есть в Москве достаточно много своих газет и на русском, и на китайском языке с большим количеством рекламы, но вас они всегда читают, потому что вы публикуете много интересных материалов.

– Говорят, что основной потребитель качественной информации – средний класс. Однако он совсем не любит читать газеты. Точнее, ему некогда…

– Ничего, научатся. Дело в том, что бизнесмены в России – это бизнесмены в первом поколении, и им кажется, что надо быстрее делать деньги, поэтому читать некогда. Это примитивный подход. Пройдет время, и предприниматели поймут, что без газет, без аналитики и серьезной интерпретации событий жить нельзя.

– Когда многие из нас учились на журфаке, мы готовились к работе в партийно-советской печати. А нынешних студентов вы к какой жизни готовите?

– К жизни в условиях рынка. Мы их, конечно, к партийным делам не готовим. Знаете, сегодня студенты очень отличаются от тех, кто учился у нас 15–20 лет назад. Они более свободолюбивы, раскованны. Стараются совмещать работу и учебу, что раньше не так часто встречалось. Многие работают уже со второго курса и к пятому уже знают, куда пойдут после факультета. Большим спросом все последние годы пользуется такая специализация, как реклама и пиар, мы готовим таких специалистов. Появилась и кафедра теории и экономики СМИ, готовим управленцев. Но и все традиционные отделения сохранились – газетное, телевизионное, радийное. Кстати, как и раньше, сегодня труднее всего работать на радио. Потому что перед микрофоном человек такой, какой он есть. Вот к вам придет студент, напишет текст, вы его можете сколько угодно править. А на радио так не получится, поэтому ребятам без жизненного багажа – молодые ведь все – там по-прежнему трудно.

– То есть ячейки молодежного «Единства» у вас на факультете нет пока?

– Ничего подобного нет, конечно.

– А на журфаке чувствуется, что дышать в последнее время стало сложнее? Никто вроде бы ничего не запрещает, но ощущение такое есть.

– Нет, наши студенты пишут в газете, которую выпускают сами, обо всем, что хотят. Они стремятся сохранить свою индивидуальность. И правильно делают. Я, например, не верю в унифицированную журналистику, которую у нас в стране хотят создать. На телевидении наиболее очевидны такие попытки – всех причесать. Но многие приличные журналисты, наши же выпускники, умеют и с начальством не разругаться, и главное – остаться верными себе, не превратиться в пропагандистов.




Антон Носик: «Людей интересует, как там лайгр поживает»

Подпишитесь