Программа «Волоколамского рубежа» – и документальная, и игровая – была подобрана достойная, полностью отвечающая идеологии фестиваля. Конечно, никаких особых новинок и премьерных показов не было. Практически все художественные картины уже выходили в прокат, а кое-что даже «засветилось» на ТВ. Но собранные все вместе, в единую программу, они как раз давали неплохое представление о том, что же сейчас снимается в мире на военно-патриотическую тему, какими глазами современные кинематографисты видят ту далекую войну.
Главный приз жюри игрового конкурса под председательством кинодраматурга Юрия Клепикова присудило немецкой ленте «Академия смерти» (режиссер Денис Ганзель). Картина, повествующая о том, как из простых немецких парней, обучающихся в Академии Napola, готовили высококвалифицированные кадры для третьего рейха, лепили из них истинных арийцев, выходила в российский прокат этой весной. Чешский фильм «Источник жизни» (режиссер Милан Циеслар) показывает ту же самую проблему, но только уже с женской стороны. Молодые девушки, тщательно отобранные и перепроверенные, жили в специальном санатории и готовились к выполнению почетной миссии – они должны были достойно принять те самые «кадры третьего рейха», после чего по истечении положенных девяти месяцев подарить немецкому народу, и в первую очередь его вождю, представителей нового поколения, новой, чистой, без примеси расы. Потом детей отвозили в специальный интернат, а женщин, как отработанный материал, отправляли по домам, преподнеся им в качестве презента колготки и бюстгальтеры. Система, как это обычно и бывает, все-таки дала сбой, и юная трепетная Гретка предпочла холеному белобрысому арийцу простого еврейского парня, который на следующий день после ночи любви навсегда исчез как из ее жизни, так и из жизни вообще. Их дитя увидело свет, и Гретка дала себе слово отыскать во что бы то ни стало любимого и желанного ребенка. Картина «Источник жизни» получила специальный приз жюри «за воплощение нравственной красоты человека», а актриса Моника Гилмерова была отмечена наградой «за лучшую женскую роль».
Диплом «за воплощение драмы человека, выстоявшего в войне» был присужден фильму Алексея Карелина «Время собирать камни». Картина перекликается с документальной лентой Бориса Сарахатунова «Человек человеку». У Карелина русский и немецкий солдаты встречаются сразу по окончании войны. Встречаются не по доброй воле, им приказано выполнить совместное задание по разминированию объектов на территории России. Немец минировал, он точно знает, где это. Двум этим людям (особенно русскому), бывшим противникам, волею судеб оказавшимся вместе, приходится пройти очень нелегкий путь к сближению и взаимопониманию. И к осознанию неоднозначности того, что принято называть «образом врага». У Сарахатунова – реальная история. Российский фронтовик, участник Сталинградской битвы, Михаил Плотников, живущий в Кемерово, вступает в переписку с бывшим немецким солдатом, тоже участником сталинградских боев. Желание понять друг друга обоюдное и очень острое. Десять лет переписки делает их настоящими друзьями. Еще один парадокс судьбы – сын русского ветерана Плотникова уезжает в Германию, женится на немке, растит двух сыновей, которые служат в бундесвере и совсем не говорят по-русски. С дедушкой-фронтовиком общаются через переводчика. Горько и непонятно. Картина «Человек человеку» была удостоена приза Ассоциации Героев России «за память о героях Великой Отечественной войны».
Американский кинематограф был представлен фильмом Джона Дала «Великий рейд». Типично американское – скучноватое, грамотное и правильное кино на тему «американцы на войне своих не бросают». Действие картины разворачивается на Филиппинах в 1945 году. На спасение 500 американских солдат, томившихся в японском лагере для военнопленных, отправляется батальон рейнджеров. Операция проходит успешно, убиты двое, один ранен, остальные живы и счастливы.