Posted 11 декабря 2005, 21:00
Published 11 декабря 2005, 21:00
Modified 8 марта, 09:19
Updated 8 марта, 09:19
На фестивале в Выборге, как известно, существует несколько специальных призов. В том числе и продюсеру, который «взял кассу» в предшествующем году (т.е. если фестиваль проходит в 2005-м, – награждается чемпион проката 2004 года). На этот раз приз был вручен Екатерине Мцитуридзе – за «Турецкий гамбит», по регламенту явно не подходивший: фильм появился в 2005-м, а вовсе не в 2004-м году, когда царствовал «Ночной дозор» – того же производителя. Впрочем, «Дозор» ли, «Гамбит» ли – разница невелика. Все тот же, по рецептуре Первого канала сконструированный тип зрелища (как сформулировал это Борис Акунин – «новый кадр, новый эпизод»), все тот же накат рекламной кампании – казалось, так теперь будет если не всегда, то очень и очень долго... Разнообразие внесла «9 рота». Хотя, на первый взгляд, найти 10 отличий в истории с выходом на экраны фильма Федора Бондарчука и того же «Ночного дозора» совсем не просто. В обоих случаях тотальная реклама: в меньшей степени – прямая, в большей – косвенная, с использованием телепотенциала. По этому поводу, кстати, в прессе встречались рассуждения, что раз мощности СТС не сопоставимы с мощностями Первого, рекордный бокс-офис (по сведениям прокатывающей «Роту» компании «Гемини» – $2 800 000 за первые три недели) – заслуга в основном режиссера, а не продюсеров.
Не стоит все же обманываться словом «дециметровый» по отношению к СТС. Канал, которым руководит Александр
Роднянский, пропустив вперед лишь Первый и «Россию», уверенно конкурирует с НТВ за долю охвата аудитории, а сети региональных станций вполне достаточно, чтобы пролоббировать за пределами столиц даже куда менее заметный проект, чем режиссерский дебют популярного актера, телеведущего и светского персонажа с фамилией Бондарчук. Но это к слову. Суть же в том, что сопродюсер «9 роты» Роднянский вовсе и не пытался повторить успешно пройденный Константином Эрнстом путь. А пошел своим, судя по всему, ведущим к еще более эффектному результату. Рекламные кампании «Турецкого Гамбита» и «Ночного дозора» проводились под двумя лозунгами. Первый – «попытка мейнстрима в стране победившего артхауса» – этот посыл явно был сформулирован Эрнстом для профессиональной среды, и второй – «не хуже (то есть не менее технологично), чем в Голливуде» – для широкого (относительно) зрителя, привыкшего смотреть западное кино. Ни о каких высокохудожественных достижениях речи не шло.
А. Роднянский не стал делить публику на «внешний» и «внутренний» круг. До сведения всех без исключения зрителей было доведено, что сын великого Сергея Бондарчука ровно в том возрасте, в каком и его отец, дебютировал в режиссуре выдающимся произведением.
Результатом этой кампании стал не только рекордный для нынешнего года бокс-офис. Результатом стало своего рода национальное примирение гламура, который олицетворяет Бондарчук-младший с народом, то есть со зрителем, и – что еще более важно – народа с гламуром.
Конечно, с парнями из «9 роты» российским мальчикам легче себя идентифицировать, чем, скажем, с героями «Рядового Райана», а российским девочкам Джоконда и Лютый ближе, чем даже Брэд Питт. Ксенофобия – забавная вещь. И любовь к французской или японской кухне не отменяет убеждения жителей нашей страны в своем глубоком внутреннем превосходстве. Вполне возможно, зритель, который при разнообразных опросах традиционно отвечает: «не хожу смотреть русское кино», просто отстал от жизни и не просек пока – как любит выражаться телеведущий Дибров – тренд.
Надо же, как не вовремя замолк Карен Шахназаров со своей идеей квот!
Но все же лозунг «Россия – территория русского кино» – пока еще дело будущего. Пока же, если на экраны выходит одновременно несколько российских фильмов, то по-настоящему, с мощью голливудских хитов, выстреливает в лучшем случае один. Так под натиском «9 роты» заметно стушевались «Бедные родственники» Павла Лунгина (при том, что прокатчик у них был мощный – Каро). Хотя в лунгинской картине как раз есть все составляющие профессиональной работы – внятно рассказанная трагикомическая история, объем судьбы за каждым из персонажей, отлично сыгранные роли. Но – никаких потуг на величие. А без величия теперь, похоже, никуда.
Еще один тренд года – появление фильмов, где масштаб исторических событий пытается спрятаться за частную жизнь героев и исподволь через эту частную жизнь проявляется.
Очевидно пара здесь – «Космос как предчувствие» Алексея Учителя и «Гарпастум» Алексея Германа-младшего. Но это пара антиподов. В «Космосе» – ощущение перемен пронизывает жизнь героев, в «Гарпастуме», напротив, футбольный мяч заменяет им глобус, на котором в это время начинаются сражения первой мировой войны.
«Золотой Георгий», полученный «Космосом как предчувствие» на последнем Московском кинофестивале, заставил Учителя – он еще и продюсер фильма – поменять планы и выпустить картину на экраны не осенью, как он изначально хотел, а в июле – на волне фестивальной ажиотации. Решение оказалось разумным. Фильм прокатывала не особо ранее увлекавшаяся российским
кино компания «Каскад». Собрали более $1 млн. Хотя никакой специальной рекламной кампании (кроме фестивальной) у «Космоса» не было: ни растяжек через главные магистрали, ни бесконечных телевизионных сюжетов – словом, ничего из того, чем в изобилии снабдил Garpastum выступивший в роли кинопродюсера маститый деятель культуры и спорта Александр Вайнштейн. И тем не менее прокатчик «Гарпастума» Раиса Фомина (Интерсинема АРТ) жаловалась, что поставить фильм на удобные, то есть вечерние сеансы, очень трудно. Вечерние сеансы отдаются под «коммерческие фильмы». Словом «коммерческий» директора кинотеатров определяют не то, к какой категории фильм относится: чистый entertainment, или искусство кино, – а исключительно способен ли он «взять кассу». Два года назад замаскированный под блокбастер артхаусный «Бумер» попал в верхние строчки бокс-офиса. О том, изменил ли, заточенный под блокбастеры рынок вкусы и пристрастия публики, можно будет судить в будущем году, когда появятся фильмы, явно претендующие на совмещение в себе художественного и коммерческого потенциала: «Мне не больно» Алексея Балабанова, «Какими мы не будем» Александра Велединского и, наконец, «Бумер. Фильм второй» Петра Буслова – еще в большей степени, чем первый, сдвинувшийся в сторону артхаусного кино.
ЗАПОМНИВШИХСЯ КИНО-ЛОЗУНГОВ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ
1. «Звонок 2», реж. Хидэо Наката «Страх замыкает круг»
2. «Девять ярдов», реж. Джонатан Линн. «В душе каждого киллера живет мечта о спокойной жизни. Неосуществимая...»
3. «Бетховен», реж. Бриан Левант «Глава семьи – это тот, который с хвостом»
4. «Годзилла», реж. Рональд Эммерих «Размер имеет значение»
5. «Матрицa: Революция», реж. братья Вачовски «Все, что имеет начало, имеет конец»
6. «Чикаго», реж. Роб Маршалл «Обрести известность, пройдя через позор»
7. «Банды Нью-Йорка», режиссер Мартин Скорсезе «Америка рождалась на улицах»
8. «Амели», реж. Жан-Пьер Жене «Она изменит вашу жизнь»
9. «В поисках утраченного ковчега» («Индиана Джонс»), реж. Стивен Спилберг «Если у приключения есть имя, это имя – Индиана Джонс»
10. «Когда хвост виляет собакой», реж. Барри Левинсон «Комедия о правде, справедливости и других спецэффектах»
Справка «НИ»
Директор отдела рекламы и продвижения компании «Гемини Фильм Интернациональ» Вадим Смирнов: «За время, прошедшее с момента выпуска в прокат «Ночного дозора» и до выпуска «9 роты» в рекламных кампаниях, конечно, происходила эволюция. Эволюция в подходе, тактике и стратегии. Уже сейчас мы стали делать больший акцент на наружной рекламе, понимая, что ее не заменяет и не отменяет реклама по телевидению. Мы стали иначе работать с регионами, отказавшись от вещания по одному из федеральных каналов и, наоборот, активно размещая рекламные блоки на местных каналах. Мы просто выбрали условно 30 городов, которые дают нам максимальные прибыли, и сделали ставку на точечную, адресную рекламу – наружную и телевизионную. Так мы работали, в частности, по «9 роте». Хотя не могу не отметить, что в этом продвижении нам очень помог канал «СТС», аудитория которого, по моему убеждению, совпадает с аудиторией, которая ходит в кино или потенциально к этому готова. Думаю, что процентов 20–30 зрителей мы заполучили именно благодаря им. Слоганы – это плод труда и творчества многих людей, иногда даже не имеющих прямого отношения к фильму. В нашей компании мы устраиваем такие активные обсуждения, на которых все кидают идеи, потом они долго прорабатываются, обсуждаются, слова меняем местами, пока не получится то, что отвечает основной цели – чтобы запомнился. В частности, слоган «9 роты» – «Они хотели, чтобы их любили» был придуман Федором Бондарчуком и компанией «Слово» и оказался одним из самых запоминающихся и «цепляющих». Мне кажется, что слоган – это естественный придаток названия, в само название не поместившийся. Он не должен быть как синопсис или рецензия. Иногда он ориентирует будущего зрителя, приоткрывая сюжет, жанр или смысл. Иногда он интригует. И всем этим выполняет свое назначение – привлечь внимание, заинтересовать, заставить пойти и посмотреть фильм».