Top.Mail.Ru

Posted 8 декабря 2005, 21:00

Published 8 декабря 2005, 21:00

Modified 8 марта 2024, 09:20

Updated 8 марта 2024, 09:20

Курс молодого богатыря

8 декабря 2005, 21:00
Мальчишки из подмосковного Сергиевого Посада очень хотят служить в армии и непременно в десантных войсках. Они воспитанники детского центра «Пересвет», расположенного в сердце русского православия – в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Там их обучают Закону Божьему, рукопашному бою и устройству автоматов. Наставники увере

Свято-Троицкая Сергиева лавра, безусловно, место, значимое для православного человека. Эту святую обитель основал преподобный Сергий Радонежский, чьи останки до сих пор остаются нетленными. Туристы же приезжают сюда посмотреть на красивейшие церкви и храмы. Но уж чего не ожидают они увидеть, так это идущих строем по территории лавры мальчишек и девчонок в камуфляжной форме. «Японцы даже фотоаппараты роняют, когда наши воспитанники идут в столовую», – улыбается протоиерей Димитрий Болтрукевич, директор детского образовательного центра «Пересвет».

Уроки кройки и битья

Центр «Пересвет» – одна из достопримечательностей лавры. Чтобы сюда попасть, нужно найти дверь, ведущую в Пивную башню. Здесь, на верхних ярусах, занимаются пересветовцы – мальчишки и девчонки от 10 до 18 лет. Они кроят и шьют себе форму, учатся маршировать и выполнять военные команды. Из специфических занятий – военная топография, инженерная и разведподготовка, парашютное дело, бокс и рукопашный бой. Преподаватели центра сами прошли через войны в Чечне, Афганистане и даже через Великую Отечественную. Специально для занятий руководство центра приобрело 30 макетов автоматов. Практически настоящие «калашниковы», если не считать того, что у оружия спилены бойки и запаяны дула.

Протоиерей Димитрий Болтрукевич учит детей не только военному ремеслу, но и игре на гитаре, и хоровому пению.

«Ну что вы все про автоматы, – морщится отец Димитрий. – Читатель прочитает и подумает, что мы тут боевиков растим. Но ведь у нас не только военно-патриотическое воспитание. Ребята яйца раскрашивают, изучают основы православия и игры на гитаре, девочки учатся шить и готовить. А вообще мы все против войны. Но мы знаем, что дети пойдут в армию, может быть, попадут в «горячую точку». И главное, чтобы они в будущем смогли защитить себя».

Самый почетный учитель центра – 84-летний полковник Георгий Корнеев – приводит пример из своей жизни: «Я в 15 лет пошел в артиллерийскую школу, учился, а потом началась Великая Отечественная война. Я знал военно-патриотические основы, знал, как обращаться с оружием, и поэтому уцелел. А из сотни моего призыва вернулись только трое».

Православный монах-воин

В лавре среди верующих ходит интересная легенда. Говорят, что как-то в лавру приехал человек. Он был на Тибете. В одном из монастырей к нему подошел монах и спросил, знает ли русский, кем был Челубей? Тот самый печенегский богатырь, которого Золотая Орда выдвинула на поединок с Пересветом, воином Дмитрия Донского в Куликовскую битву. Нет, говорит монах, не печенегом он был, а был тибетским монахом-поединщиком. Никто не мог его победить. Когда пришло известие о его смерти, тибетцы начали выяснять, кто же его поразил. Узнали – православный монах Пересвет.

«В картине Васнецова нарушена правда – Александр Пересвет вышел на бой не в монашеском одеянии, а в доспехах, – утверждает отец Димитрий. – И вполне вероятно, что раньше все православные монахи изучали и воинское искусство».

Это не только легенда, но и история названия детского центра. История самого центра века, конечно, не охватывает, ограничиваясь пока десятилетием. «Когда-то жил Виктор Афонченко, спецназовец, водолаз, – вспоминает отец Димитрий. – Погружался в Баренцевом море, но, застудив почки, был отправлен в отставку. Основал клуб «Маугли» и учил детей тому, что умел сам – прыгать с парашютом, биться в рукопашной. Но после перестройки подростки ушли туда, где они могли приложить свои силы, – одно поколение стало бандитами, другое – коммерсантами. Понял Виктор, что нет у детей внутренней идеи, а у клуба нет денег, чтобы их чем-то заинтересовать. Тогда он пришел в лавру и попросил взять его клуб. Это было в 1995 году. Тогда-то и возник «Пересвет».

Пост будущих солдат

Центр при лавре считается элитным среди жителей

Многие воспитанники «Пересвета» потом становятся десантниками.

Сергиева Посада. Но дело не в деньгах – занятия бесплатны. Просто слишком уж необычно сочетание веры и воинского искусства. Да и к новичкам предъявляются особые требования. Здесь нужно соблюдать пост, читать молитвы, не материться и не курить. «У нас были ребята других национальностей – татары и армянин, – говорит отец Димитрий. – Мы можем принять даже мусульман, но каждому такому ребенку я говорю, что мы исповедуем другую веру, и ему тоже придется выполнять наши правила».

Православная вера стала духовным стержнем для пересветовцев. Но все-таки детей привлекает не церковь, а военная романтика. 14-летнему Коле Задорину про «Пересвет» рассказал друг – мол, там лагеря, автоматы. Церковные правила не пугали пацана. «Я крещеный, – говорит Коля. – Молюсь Богу, прошу, чтобы в семье было хорошо». Теперь «лагерей и автоматов» Коле хватает. Прошлый Новый год он и еще 12 ребят вместе с учителями центра встречали в лесу. Маршрут был серьезный – около ста километров по Тверской области. Пройти его полностью не получилось – подвели лыжные крепления. 31 декабря мальчишки выбрали подходящую елку, нарядили ее и так встретили Новый год.

16-летняя Наташа тоже любит возиться с автоматом и говорит, что хочет стать милиционером. И тоже любит лагеря, только летние. На несколько недель пересветовцы выезжают в лес, ставят две огромные армейские палатки и учатся выживать. Рядом учителя, которые подскажут, как соорудить мягкую кровать из двух палок и веревок, как не дать дождю залить палатку. Эта жизнь напоминает военно-спортивную

84-летний Георгий Корнеев – самый почетный учитель центра.

игру «Зарница», вот только в лагере ежедневно звучит молитва, а за выкуренную тайком сигарету или матерное слово назначается порка.

В десантную часть – со своим уставом

Военно-патриотическое воспитание дает свои плоды. Все пересветовцы утверждают, что хотят пойти служить в армию. И непременно – в десант. На предпочтении рода войск сказалась парашютная секция. Сперва ребята изучали теорию, а затем ехали в воинскую часть на парашютную вышку.

Разговоры об армии не пустые слова. Выпускники «Пересвета» уже отдают долг родине, и большинство, как и хотели, попали в ВДВ. «Один парень сейчас на Сахалине служит, – говорит отец Димитрий. – Я удивляюсь – раньше он мне каждое воскресенье писал объяснительную, почему на литургию не ходил. А теперь пишет письма с просьбами выслать ему молитвослов, Евангелие».

Как ни странно, но после армии пересветовцы возвращаются в лавру – семинаристами, учителями. Возвращаются, чтобы научить новое поколение мальчишек и девчонок жизни.

Подпишитесь