Posted 7 декабря 2005, 21:00
Published 7 декабря 2005, 21:00
Modified 8 марта, 09:20
Updated 8 марта, 09:20
Одним из главных решений саммита глав МИД стран ОБСЕ, завершившегося во вторник в Любляне, стало принятие специальной декларации по Грузии. В этом документе зафиксирована поддержка этой европейской организацией тбилисского плана урегулирования грузино-осетинского конфликта. Как отмечает грузинская телекомпания «Рустави-2», «мирный план Грузии поддержали все, в том числе и Россия – Москва не смогла пойти против 54 стран», входящих в ОБСЕ. Это при том, что в первый день работы саммита Россия выступила против грузинского плана решения проблемы Южной Осетии, считая его односторонним и нереалистичным. Особенно ярым противником грузинского сценария развития событий был министр иностранных дел России Сергей Лавров, которому затем и пришлось объяснять, почему Москва вдруг изменила позицию. Глава МИД РФ заявил, что к поддержке грузинского плана Россию склонили «переговоры, которые провели российская и грузинская делегации». Как бы оправдывая уступку, Сергей Лавров заметил, что в Любляне благодаря усилиям его ведомства не была принята итоговая декларация ОБСЕ. Как сообщает информагентство Regnum, Россия отказалась зафиксировать в документе пункт о необходимости окончательного вывода российских войск из Грузии и Молдавии, протестуя против увязывания ратификации адаптированного договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) с выполнением обязательств, взятых Москвой на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году. В Москве считают, что эти вопросы уже решаются в рамках двусторонних российско-грузинских и российско-молдавских соглашений.
Министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили в свою очередь заявил, что «главный итог (саммита глав МИД стран–членов ОБСЕ в Любляне. – «НИ») в том, что вопрос вывода баз находится в необратимом процессе, и это еще раз было подтверждено министром иностранных дел России».
Напомним: тбилисский план мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта оговаривает изменение формата Смешанной контрольной комиссии (СКК) с привлечением в нее представителей США и ЕС, а также демилитаризацию зоны безопасности, в частности вывод из нее российского миротворческого контингента.
Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:
– Россия согласилась на принятие грузинского плана по урегулированию конфликта в Южной Осетии только ради сохранения Смешанной контрольной комиссии (СКК), которая сейчас обеспечивает мир в этом регионе. Россия пошла на уступки Тбилиси, чтобы Грузия не вышла из состава СКК и вновь не обострилась ситуация. Москва, соглашаясь с этим планом, как бы, выходит из-под удара. Теперь ответственность за урегулирование наравне с Россией будут нести также США и Евросоюз. Но это вовсе не означает уменьшение влияния России на Закавказье в целом и на урегулирование грузино-осетинского конфликта, в частности. США и ЕС вовсе не враги России, наоборот, они даже союзники Москвы в этом вопросе. Надо вспомнить, что боевые действия на линии противостояния Грузии и Южной Осетии, спровоцированные грузинской стороной летом прошлого года, были остановлены именно благодаря совместным усилиям США и России.
Беседовал Мехман ГАФАРЛЫ