Posted 4 декабря 2005, 21:00

Published 4 декабря 2005, 21:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

Все, что от оппозиции, – «утка»

4 декабря 2005, 21:00
Сюжет
Выборы
Представители избирательной комиссии вчера назвали данные о нарушениях на выборах «утками» и черным пиаром. «Яблочнику», пытавшемуся опровергнуть это утверждение, просто не дали слова.

Первым округом, в котором выборы состоялись, стал Преображенский, который уже к 14 часам преодолел необходимый 20-процентный рубеж. Председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов объяснил это тем, что в округе одновременно проходят довыборы в Госдуму. Отсюда высокий интерес и активное голосование. А по всей Москве выборы были признаны состоявшимися к 16.00, когда проголосовали почти 26% москвичей.

В Мосгоризбиркоме днем было все спокойно. Здание даже не особенно строго охранялось. Так, в пресс-центр совершенно спокойно зашла женщина с девочкой, которая пожаловалась, что их выписали из квартиры и никуда не прописали и в избирательных списках они свои фамилии тоже не нашли. Женщину быстро выпроводили из пресс-центра, сказав, что в избирательной комиссии есть специальный отдел, куда она может направить свою жалобу. Но этот случай произвел небольшой переполох, из своего кабинета (правда, уже после того, как женщин увели) даже выглянул г-н Горбунов и объяснил журналистам, что «о своих избирательных правах нужно было побеспокоиться заранее».

На пресс-конференции представители городской избирательной комиссии прежде всего назвали информацию о многочисленных нарушениях на избирательных участках «утками» и «черным пиаром». Валентин Горбунов сказал, что информация о том, что «якобы имеют место нарушения, неправда». Неправда, по его уверениям, в частности, то, что людей в массовом порядке подвозят на избирательные участки на автобусах. Курсирует автобус до избирательного участка в Зябликове. Но там идет ремонт теплотрассы, и большая территория района перекрыта. Чтобы людям не совершать большой обход, специальный автобус «пазик» доставляет избирателей до участков. Была опровергнута и информация о том, что в Молжаниново – массовый вброс бюллетеней. «Какой там может быть массовый вброс, там всего один избирательный участок с 900 избирателями», – возмутился Горбунов. Причиной «переполоха», по его словам, стала некая бабушка. Старушка якобы опустила в урну два бюллетеня по выборам в Мосгордуму и довыборам в Госдуму не друг за другом, а через некоторый промежуток времени.

Объяснили члены Московской избирательной комиссии и причины удаления с участков двух наблюдателей. «Один наблюдатель – женщина – чуть ли не легла на урну, не давая голосовать, – сказал Горбунов. – А другой наблюдатель устроил скандал, и его пришлось увести».

Не поверили в избирательной комиссии даже наблюдателям от «Наших», которые заметили, что трое человек одновременно вошли в избирательную кабинку. «Вы же видели эти пластмассовые стойки, как туда можно втроем поместиться?» – заметил заместитель председателя комиссии Александр Бобычев.

Зато в комиссии признали, что немного «подвели» комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы), которыми оснастили 22% избирательных участков. Так, четыре КОИБа сгорели из-за того, что работники подключили их к напряжению 380 вольт вместо 220. Теперь там будет осуществляться ручной подсчет. На другом участке в 8 часов утра КОИБ был настроен на подсчет голосов. Но его быстро перепрограммировали.

Идиллическую картину попробовал развеять член Московской избирательной комиссии с правом совещательного голоса от партии «Яблоко» Андрей Бузин, который попросил слова. Но ему отказали, объяснив, что это не предусмотрено планом. «У нас демократические выборы, и вы можете пообщаться с любым присутствующим здесь», – посоветовали Бузину.

Корреспондент «НИ» так и сделала. Данные, которые привел Бузин, совершенно отличались от официальной информации. Например, «яблочник» сообщил, что, по информации наблюдателей от партии, со многих участков удаляют наблюдателей, например, с Крылатского № 2409 и Солнцево № 2629 без выдачи письменного решения об удалении. Потом наблюдатели не могут обжаловать свое удаление. Также в реестр лиц, которые голосуют вне своих избирательных участков, внесены лица, которые не давали согласия на это. «Просто полностью берутся списки из поликлиник, обществ ветеранов, собесов, – сообщил Бузин. – Это можно расценить как принуждение к голосованию».

Подпишитесь