Posted 29 ноября 2005, 21:00
Published 29 ноября 2005, 21:00
Modified 8 марта, 09:23
Updated 8 марта, 09:23
Реализация «водородного проекта на Олимпиаде в Ванкувере должна стать одной из самых значительных рекламных акций промышленных корпораций, занимающихся разработкой водородомобилей. Несколько лет назад президент Буш поставил перед американской наукой цель – к 2020 году разработать и внедрить в эксплуатацию конкурентоспособные автомобили нового поколения, в которых в качестве топлива используется водород. Развитие таких технологий позволит в будущем полностью отказаться от традиционных двигателей внутреннего сгорания. По некоторым источникам, на эту задачу из бюджета США выделяется около 3 млрд. долларов, значительные средства идут также из частных источников. После столь грандиозного заявления многие страны, в том числе и Россия, включились в водородную гонку.
Принцип функционирования водородных автомобилей несколько необычен. В специальном электрохимическом генераторе между водородом и кислородом происходит электрохимическая реакция, в результате чего вырабатывается электричество, которое в свою очередь питает электродвигатели. Выхлопа у подобного автомобиля нет абсолютно. Из трубы лишь струится водяной пар или капает чистая вода.
Водородный скейтборд
В 2000 году корпорация General Motors разработала концепцию, как должен выглядеть водородный автомобиль. В первую очередь американские инженеры решили отказаться от таких традиционных элементов конструкции, как механическое рулевое управление, коробка передач, карданный вал и сцепление. Машина, по их мнению, должна состоять всего из двух частей.
Первая – это движущая платформа, в которой будут расположены электрохимические генераторы, основные механизмы, баки с криогенным или газообразным водородом, электромоторы, компьютеры системы управления и торможения. Причем каждое из 4 колес может иметь свой собственный электромотор. Вторая часть – это непосредственно сам кузов с местами для пассажиров и багажа. Управление движением должно осуществляться по проводам. Водитель держит в руках лишь компьютерный джойстик, команды от которого поступают в центральный компьютер. ЭВМ сама вычисляет алгоритмы поведения машины на дороге.
По сути, нижняя платформа – это гигантский скейтборд с электрохимическими генераторами, электромоторами и баками для хранения водорода, на который можно установить все, что угодно. Предполагается, что владельцы таких транспортных средств с легкостью смогут заказывать себе новые кузова в различных технических ателье, словно дорогую одежду, если старая уже порядком поднадоела. Этому поспособствует и значительный срок службы электромобиля. Заявляется, что он будет составлять не менее 20 лет.
В мире всего 8 крупных компаний, занимающихся разработкой водородной техники. General Motors, Daimler-Chrysler, Toyota, Honda уже активно строят прототипы водородомобилей. В России, чтобы не отстать в технологическом плане от ведущих мировых держав, сразу несколько научно-исследовательских институтов подключились к конструкторской работе.
«Если мы не вступим в водородную гонку, то рискуем через несколько десятилетий попасть в зависимость от тех фирм, что начнут массовое производство водородных двигателей, – заявлял не так давно вице-президент Российской академии наук Геннадий Месяц. – Отечественные научно-исследовательские институты совместно с ведущими машиностроительными предприятиями просто обязаны включиться в разработку техники данного направления».
Из космоса на землю
Как оказалось, водородные энергоустановки уже применялись в передовой технике. РКК «Энергия» им. С.П. Королева предложила приспособить под автомобиль электрохимические генераторы «Фотон» с космического корабля «Буран». Уральский электрохимический комбинат доработал установку, увеличив ее мощность с 10 до 25 кВт и подняв напряжение с 30 до 120 В. В качестве движущихся прототипов было решено использовать продукцию «АвтоВАЗа».
Первый отечественный водородный электромобиль «АНТЭЛ» (автомобиль на топливных элементах) был построен в 2001 году. Он оказался немного проще, чем американец, не напоминал гигантский скейтборд и имел всего один электрический двигатель, а не четыре. По конструкции он больше походил на машины ныне действующей схемы, только обычный двигатель внутреннего сгорания заменялся на водородный электрохимический генератор.
«На первой версии электрохимический генератор, баллоны с водородом и система управления энергоустановкой были установлены в багажнике, – рассказал «Новым Известиям» начальник пресс-центра «АвтоВАЗа» Владимир Арцыков. – Кислородные баллоны расположились под задним сиденьем на месте бензобака. В подкапотном пространстве были установлены тяговый электродвигатель мощностью 25 кВт с редуктором, силовой блок с электроприводом и аккумуляторная батарея на 30 В для пуска энергоустановки. Водород, определяющий пробег автомобиля, находился под давлением 250 атмосфер, и машина могла пройти 200–220 км с максимальной скоростью всего 80 км/ч. Правда, чтобы заправить машину топливом, приходилось ждать более 2 часов».
Первый блин
Результаты, показанные первой моделью, мало кого могли удовлетворить. Поэтому работа по совершенствованию энергоустановки была продолжена. Инженеры РКК «Энергия» добивались уменьшения массы, габаритов и увеличения мощности. Вскоре водородный электрохимический генератор был изготовлен на Уральском электрохимическом комбинате. Кислород теперь можно брать прямо из воздуха, что избавляет от необходимости возить с собой дополнительные кислородные баки. Появились и новые водородные резервуары, сделанные не из металла, а из внутреннего герметического сосуда с намоткой из стекловолокна. Такие емкости при сильных ударах лишь трескаются, выпуская газ. Воспламенения, взрыва и разлета крупных осколков, которые могут нанести серьезный вред, не происходит. Максимальная мощность, требуемая кратковременно при разгоне автомобиля, за счет применения сильноточной аккумуляторной батареи была увеличена до 40 кВт.
Новый прототип получил название «АНТЭЛ-2». Это пятиместный автомобиль с полноценным багажником. Все узлы и энергосистемы в нем размещены под полом и в подкапотном пространстве. С увеличением объема водородных баллонов до 90 литров и давления до 400 атмосфер возрос и его пробег до 350 км. «Прогноз развития энергетики говорит о том, что в XXI веке должна произойти существенная смена ориентиров в энергетике, – рассказал «Новым Известиям» директор программ по энергоустановкам на топливных элементах РКК «Энергия» Борис Соколов. – И если XIX и XX века нельзя представить без угля и нефти, наступившая эпоха предполагает активное использование водорода».
Заплатят, чтобы приучить
Водородомобили на Западе все активнее продвигаются в жизнь. Не так давно американское представительство компании Honda заявило о передаче нескольких своих водородных автомобилей в аренду частным лицам. В течение двухгодичных испытаний в Калифорнии будет анализироваться опыт повседневной эксплуатации автомобиля. В окрестностях Лос-Анджелеса губернатор Шварценеггер уже развернул строительство сети заправочных водородных станций, так называемой водородной магистрали.
Сегодня стоимость одного такого транспортного средства составляет несколько миллионов долларов. Однако к 2020 году зарубежные корпорации надеются значительно снизить себестоимость и довести цену до уровня обычной легковой машины.
Сумрачная угроза
Между тем смена ориентиров в мировой энергетике способна не только существенно улучшить экологическую обстановку на планете, но и разорить экономику целых стран, ввергнуть их в пучину нищеты и гуманитарных проблем. Речь идет о крупнейших экспортерах нефти, в том числе и о России.
«Мировое сообщество ставит перед нашей страной трудную задачу, – говорит научный секретарь Центра им. Келдыша Валентин Исаев. – Если для Америки и Европы переход на водород является существенным снижением энергетической зависимости от арабских стран, для нашего государства этот шаг грозит серьезными проблемами как экономического, так и политического характера. Об этом стоит серьезно задумываться уже сейчас».
По прогнозам аналитиков, освобождение Европы от российских нефтепроводов добьет и без того хилый автопром. Достанется и государству в целом, доходы которого в основном черпаются с нефтяных пошлин. Поэтому помимо «гонки водородных автомобилей» необходима четкая программа переориентации всей экономики России на другие способы получения доходов.