Posted 20 ноября 2005, 21:00

Published 20 ноября 2005, 21:00

Modified 8 марта, 02:31

Updated 8 марта, 02:31

Иногда они возвращаются

20 ноября 2005, 21:00
В минувшую пятницу одно из подразделений Министерства культуры РФ – Росохранкультура – передало двум российским музеям три картины. Русский музей и Плесский музей-заповедник возвратили себе экспонаты, которые в разные годы исчезли из госколлекций. Например, картина Шишкина «Луг на опушке леса» была украдена из Плесског

Событие, которое произошло в Министерстве культуры, очень показательное для нашей музейной жизни. Сегодня музейные фонды пополняются нестандартным путем: отнюдь не за счет новых закупок у частных лиц или антикваров. Просто государство вылавливает на антикварном рынке те вещи, что когда-то музеям принадлежали. Рука об руку с «криминальными пополнениями» идут бескорыстные дары меценатов.

Так, Русский музей в минувшую пятницу вернул себе картину неизвестного художника начала XIX века «Дети, отпускающие птичку на волю». Полотно с изображением трех деревенских детишек выставлялось на печально знаменитой крымской выставке в 1941 году. Перед самой войной Русский музей вывез в Алупку почти 180 экспонатов, которые иллюстрировали путь русской живописи от XVIII до ХХ века. В первый месяц войны выставка оказалась на оккупированной территории, и спасти ее не удалось. После Второй мировой разными путями вернулись лишь 55 вещей. Дело осложнялось и тем, что до войны не было издано полного иллюстрированного каталога пропавших шедевров.

История пропавшей коллекции длится до сих пор. Периодически поступают сообщения о нечаянно найденных работах. Несмотря на то, что Министерство культуры занесло пропажи в «Сводный каталог похищенных и утраченных культурных ценностей на территории России в период Второй мировой войны», ценности продолжают курсировать от одних владельцев к другим. К тому же мало кто в состоянии отследить их зарубежные перемещения.

В случае с «Детьми» все вышло проще – они попали к директору антикварного магазина «Метрополь» Олегу Лукашину, затем прошли повторную экспертизу и даже со срезанными музейными номерами были идентифицированы как экспонаты Русского музея. Что побудило Лукашина отдать картину государству, присовокупив к ней еще одно полотно – авторскую копию картины «Лунная зимняя ночь в Аяччо» Ивана Ендогурова, оригинал которой также пропал на крымской выставке, пока не ясно (возможно, это был искренний жест мецената, а может, желание отвести подозрения государства от своего бизнеса).

Ситуация с Плесским музеем и возвращением ему картины Ивана Шишкина «Луг на опушке леса» – чистой воды детектив, где героями, правда, выступают не следователи, а сотрудники экспертизы. В 2004 году эта жемчужина музея (Плес связан с Левитаном и всей традицией пейзажной живописи) была украдена ворами, явно действовавшими по наводке. Экспертная стоимость картины составляла 100 тысяч долларов. Милиция концов так и не нашла. Будучи несколько раз перепроданным, пейзаж был принесен в Центр реставрации им. Грабаря, и там сотрудник центра опознала музейную вещь. Директор Плесского музея приехала в Москву с оригинальной рамой, которая была выброшена ворами на берегу Волги. Рама, как заявляют музейщики, подошла идеально.

Кстати сказать, после того как в Плесе украли Шишкина, в адрес заповедника посыпались обвинения: мол, развили туризм, теперь пожинайте плоды. Счастливое возвращения «Луга» может стать еще одним толчком к развитию туризма и поднимет интерес к новому Плесскому музею пейзажа. Картинный детектив, прогремевший на всю страну, как известно, притягивает сильнее, чем скучные пояснения экскурсоводов.

Подпишитесь